Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2009 по делу N А51-11464/2008-17-95 Иск о взыскании задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним удовлетворен, поскольку материалами дела подтверждены факт переоформления долга ответчиком по централизованному кредиту и переход права требования долга к истцу, а также правильность расчета задолженности с учетом частичного исполнения обязательства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2009 г. по делу N А51-11464/2008-17-95

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 07.04.09.

Решение в полном объеме изготовлено 20.04.09.

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Департамента финансов Приморского края

к Предприятию потребительской кооперации “Тернейское рыболовецкое потребительское общество“

о взыскании 257 073 рублей 73 копеек,



установил:

Департамент финансов Приморского края обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Предприятия потребительской кооперации “Тернейское рыболовецкое потребительское общество“ 385 610 рублей 60 копеек основного долга.

В основание исковых требований истец сослался на положения статьи 309 Гражданского кодекса РФ и постановления Администрации Приморского края N 616 от 13.12.94 “О переоформлении задолженности предприятий агропромышленного комплекса края по централизованным кредитным ресурсам, выданным в 1993 - 1994 годах“, N 624 от 16.12.94 “О внесении изменений в постановление администрации края от 13 декабря 1994 года N 616 “О переоформлении задолженности предприятий агропромышленного комплекса края по централизованным кредитным ресурсам, выданным в 1993 - 1994 годах“, N 314 от 22.06.95 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам предприятий агропромышленного комплекса края“, N 328 от 27.06.95 “О внесении изменений в постановление администрации края от 22 июня 1995 года N 314 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам предприятий агропромышленного комплекса края“, N 313 от 22.06.95 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности“, N 75 от 09.01.96 “О внесении изменений в постановление администрации края от 27 июня 1995 года N 328 “О внесении изменений в постановление администрации края от 22 июня 1995 года N 314 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам предприятий агропромышленного комплекса края“.

Ответчик исковые требования не признал, указал на пропуск истцом срока исковой давности для предъявления заявленного требования, а также отсутствие доказательств о переоформлении задолженности по централизованным кредитам между субъектом РФ и Минфином РФ.

В судебном заседании 22.01.09 истец заявил ходатайство об уменьшении суммы иска, согласно которому просит взыскать с ответчика 257 073 рублей 73 копеек основного долга по платежам за 2005 - 2008 годы. Уточнения приняты судом на основании статьи 49 АПК РФ.

В судебном заседании 07.04.09 истец исковые требования в размере 257 073 рублей 73 копеек поддержал, дополнительно представил в материалы дела письмо Главного управления Банка России по Приморскому краю N 25-2-43 от 30.03.09, в котором последнее подтвердило участие в работе по переоформлению задолженности по централизованным кредитным ресурсам Главного управления Банка России по Приморскому краю.

С учетом заявленного истцом в судебном заседании 28.01.09 ходатайства об уточнении суммы иска предметом рассмотрения спора являются требования истца о взыскании с ответчика 257 073 рублей 73 копеек основного долга по платежам за 2005 - 2008 годы.

Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 46-ФЗ от 24.04.95 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности“ (далее - Закон N 46-ФЗ от 24.04.95) не имеющая источников возврата задолженность по состоянию на 01.04.1995 по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 годах, и процентам по ним сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации, а также задолженность по процентам за централизованные кредиты организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности переоформляется в государственный внутренний долг Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона N 46-ФЗ от 24.04.95 задолженность переоформляется в задолженность указанных в статье 1 организаций Министерству финансов РФ и относится на государственный внутренний долг Российской Федерации путем выдачи Министерством финансов РФ Центральному банку РФ векселей со сроками погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 года ежегодно равными долями.



Порядок переоформления задолженности по централизованным кредитам установлен Письмом Министерства финансов РФ от 06.05.95 N 09-02-02 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам“. Согласно положениям данного акта переоформление задолженности осуществляется на основании принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений по перечислению конкретных ссудозаемщиков под соответствующую гарантию субъектов Российской Федерации и получения долговых обязательств от каждого конкретного ссудозаемщика.

Соглашением от 06.09.95, заключенным между Министерством финансов РФ и Администрацией Приморского края на основании Федерального закона N 46-ФЗ от 24.04.95, Администрация Приморского края переоформила на себя обязательства организаций осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности, расположенных на территории Приморского края, по централизованным кредитам, предоставленным в 1993 - 1994 годах, и процентам по ним, не имеющим источников возврата задолженности.

В свою очередь Администрация Приморского края гарантировала Министерству финансов РФ уплату за счет средств краевого бюджета уплату в течение 8 лет, начиная с 1998 года, средств, необходимых для погашения и обслуживания государственного внутреннего долга, образовавшегося в связи с переоформлением задолженности организаций по централизованным кредитам и процентам по ним (п. п. 1.1, 2.1 соглашений).

Постановлениями Администрации Приморского края N 624 от 15.12.94 “О внесении изменений в постановление администрации края от 13 декабря 1994 года N 616 “О переоформлении задолженности предприятий агропромышленного комплекса края по централизованным ресурсам, выданным в 1993 - 1994 годах“, N 313 от 22.06.95 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности“, N 75 от 09.01.96 “О внесении изменений в постановление администрации края от 27 июня 1995 года N 328 “О внесении изменений в постановление администрации края от 22 июня 1995 года N 314 “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам предприятий агропромышленного комплекса края“ утверждены перечни организаций, в отношении которых подлежит переоформлению задолженность, и реестр долговых обязательств, в которых указан ответчик с суммой долгового обязательства 65 млн. руб., 122,7 млн. руб., 204,4 млн. руб.

Во исполнение указанных постановлений переоформление задолженности осуществлялось посредством получения администрацией долговых обязательств заемщиков по безусловной уплате соответствующей суммы долга каждой организацией согласно реестров.

По обязательству от 09.12.94 ответчик обязался уплатить финансовому органу Администрации Приморского края в течение 10 лет, начиная с 1995 года, 65 000 000 неденоминированных рублей.

По обязательствам от 16.06.95, данному Администрации Приморского края, ответчик принял на себя обязанность уплатить в течение 10 лет и 8 лет, начиная с 1998 года, 204 444 400 неденоминированных рублей и 122 666 200 неденоминированных рублей соответственно.

Оценив в совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные истцом доказательства суд приходит к выводу о том, что данные доказательства являются достаточными для подтверждения факта переоформления долга ответчика по централизованному кредиту и переходу права требования долга к истцу.

Поскольку заключение обязательств от 09.12.94, от 16.06.95 не нарушает процедуру переоформления задолженности предприятий, расположенных на территории Приморского края, по централизованным кредитам в государственный внутренний долг, довод ответчика в указанной части подлежит отклонению.

Федеральными законами N 42-ФЗ от 26.03.98 “О федеральном бюджете на 1998 год“ (ст. 71), N 150-ФЗ от 27.12.2000 “О федеральном бюджете на 2001 год“ (ст. 66) сельскохозяйственным и иным организациям имевшим задолженность по централизованным кредитам и переоформившим ее в соответствии с Федеральным законом N 46-ФЗ от 24.04.95, предоставлено 2 отсрочки по погашению задолженности.

Срок погашения задолженности установлен Федеральным законом N 42-ФЗ от 26.03.98 с 1 января 2000 года до 1 декабря 2005 года ежегодно равными долями, Федеральным законом N 150-ФЗ от 27.12.2000 - с 1 января 2005 года до 1 декабря 2010.

Дополнительным соглашением N 2 от 08.11.2001 к соглашению от 06.09.95 Министерство финансов РФ и Администрация Приморского края сроки уплаты спорной задолженности перенесли на аналогичный период.

Таким образом, в соответствии с указанными федеральными законами ответчик должен вернуть истцу переоформленную сумму долга в размере 385 610 рублей 60 копеек с учетом частичного исполнения в течение 2005 - 2010 равными долями, то есть в течение 6 лет по 64 268 рублей 43 копейки в год.

Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В силу положений статьи 200 Гражданского кодекса РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по возврату в краевой бюджет платежей за 2005, 2006, 2007, 2008 годы задолженность ответчика, составившая 257 073 рубля 73 копейки (64 268 рублей 43 копейки 4 года), подлежит взысканию в пользу истца.

С учетом изложенного довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняется как необоснованный.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в размере удовлетворенных требований.

На основании подп. 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ в связи с уменьшением размера исковых требований возвратить истцу 3 070 рублей 73 копейки государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 2915 от 21.11.08.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с Предприятия потребительской кооперации “Тернейское рыболовецкое потребительское общество“ в пользу Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края 257 073 рубля 73 копейки основного долга, 6141 рубль 48 копеек расходов по оплате госпошлины по иску.

Возвратить Департаменту финансов Приморского края из федерального бюджета 3 070 рублей 73 копейки государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 2915 от 21.11.08, оригинал которого находится в материалах дела.

Выдать исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.