Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2009 по делу N А69-384/09 Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности, удовлетворены правомерно, поскольку не доказан факт ограничения недопустимым соглашением конкуренции на соответствующем товарном рынке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2009 г. N А69-384/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Чупрова А.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 31 марта 2009 года по делу N А69-384/09, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Донгак О.Ш., суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Дунаева Л.А., Первухина Л.Ф.),

установил:

открытое акционерное общество “Грузовое автомобильное акционерное общество N 2“ (далее - ОАО “ГААО-2“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к
Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - УФАС по Республике Тыва, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.02.2009 N 1-14.32/08 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 31 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2009 года решение от 31 марта 2009 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФАС по Республике Тыва ставит вопрос о проверке законности принятых по делу судебных актов по основаниям неприменения статьи 14.32 КоАП Российской Федерации, неправильного применения пунктов 4, 17 статьи 4, статей 8, 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 67083, 67110). УФАС по Республике Тыва просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.

Как усматривается из материалов дела, в отношении ОАО “Грузовое автомобильное акционерное общество N 2“ 22.01.2009 должностным лицом антимонопольного органа составлен протокол N 1-14.32/08 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.32 КоАП Российской Федерации.

Постановлением от 09.02.2009 N 1-14.32/08 УФАС по Республике Тыва привлекло ОАО “Грузовое автомобильное акционерное общество N 2“ к административной ответственности, предусмотренной
статьей 14.32 КоАП Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 660696 рублей.

Как установлено антимонопольным органом, ОАО “ГААО-2“, являясь собственником трех автозаправочных станций, в период с 01.07.2008 по 08.07.2008 повышало розничные цены на бензин марки АИ-92 на территории города Кызыла.

В постановлении по делу об административном правонарушении антимонопольный орган пришел к выводу о том, что действия ОАО “ГААО-2“, связанные с повышением розничных цен на ГСМ в указанный период, являются согласованными, так как носят однонаправленный и одновременный характер с другими хозяйствующими субъектами и не являются следствием обстоятельств, в равной степени влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке ГСМ.

В связи с осуществлением ОАО “ГААО-2“ согласованных действий с другими хозяйствующими субъектами, которые привели к одновременному установлению и поддержанию розничных цен на бензин марки АИ-92 на территории города Кызыла, общество, по мнению антимонопольного органа, совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.32 КоАП Российской Федерации.

Удовлетворяя требование общества о признании незаконным постановления от 09.02.2009 N 1-14.32/08, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях ОАО “ГААО-2“ состава вменяемого ему правонарушения.

Апелляционный суд признал доказанным факт совершения ОАО “ГААО-2“ недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (запрещенных статьей 11 Закона о конкуренции), однако не усмотрел в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП Российской Федерации.

Из содержания части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что выводы суда должны быть постановлены и соответствовать фактическим и иным обстоятельствам, установленным арбитражным судом по делу.

Выводы апелляционного суда о том, что общество совершило недопустимые в соответствии с антимонопольным
законодательством согласованные действия, являются недостаточно мотивированными, однако это не привело к принятию неправильного постановления.

Апелляционный суд правильно посчитал, что антимонопольный орган не доказал в действиях общества объективную сторону административного правонарушения предусмотренного статьей 14.32 КоАП Российской Федерации, а именно - факт ограничения указанными действиями конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 14.32 КоАП Российской Федерации заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Из толкования статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством согласованные действия хозяйствующих субъектов приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Статьей 14.32 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность для случаев совершения согласованных действий, которые привели к ограничению конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции в силу пункта 17 статьи 4 Закона о конкуренции являются такие случаи как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий
на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Суд апелляционной инстанции правильно посчитал, что представленные антимонопольным органом доказательства не подтверждают объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.32 КоАП Российской Федерации - а именно - ограничение недопустимым соглашением конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что суд неправильно считает необходимым доказывать факт ограничения данными действиями конкуренции, так как факт осуществления согласованных действий сам по себе означает ограничение конкуренции, поскольку содержит такой признак ограничения конкуренции как “отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке“, а также “определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц“.

Данный довод проверен, однако учтен быть не может, поскольку статья 14.32 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность для случаев совершения недопустимых согласованных действий, которые привели к ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной
ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Следовательно, бремя доказывания фактического ограничения конкуренции возлагается на административный орган, а соответствующее обоснование должно содержаться в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении от 22.01.2009 и постановление по делу об административном правонарушении от 09.02.2009 не содержат сведений о фактах, свидетельствующих об ограничении конкуренции на товарном рынке ГСМ на территории города Кызыла в связи с повышением цен на бензин марки АИ-92, не имеется информации о том, в чем конкретно выразилось ограничение конкуренции и каких хозяйствующих субъектов. Не отражены в протоколе и постановлении признаки ограничения конкуренции, указанные в пункте 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ, которые установлены антимонопольным органом в связи с конкретными действиями ОАО “ГААО-2“ по выполнению заключенных соглашений.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанных выше выводов апелляционного суда.

Поскольку антимонопольный орган не доказал, что ОАО “ГААО-2“ совершило вменяемое ему административное правонарушение, суды двух инстанций обоснованно признали незаконным и отменили постановление от 09.02.2009 N 1-14.32/08 о привлечении ОАО “ГААО-2“ к административной ответственности, установленной статьей 14.32 КоАП Российской Федерации.

Суды правильно в данной части применили нормы материального права и процессуального права, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения арбитражного
суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

На основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции оставляет решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 31 марта 2009 года по делу N А69-384/09, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

А.И.ЧУПРОВ