Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.09.2009 по делу N А33-4772/08 В удовлетворении заявленных требований о признании недействительной оценки земельного участка, приведенной в государственном земельном кадастре, и об установлении стоимости земельного участка отказано правомерно, поскольку процедура установления кадастровой стоимости проведена с соблюдением законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2009 г. N А33-4772/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,

при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью “Риф“ Ф.И.О. (приказ N 1 от 11.01.2009),

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Красноярского края имеет дату 22.10.2008, а не 22.10.2009.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Риф“ на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года по делу N А33-4772/08 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2009 года по тому же делу (суд первой инстанции: Михайлова Т.В., суд
апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Дунаева Л.А., Первухина Л.Ф.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Риф“ (далее - ООО “Риф“, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю (далее - управление) о признании недействительной оценки земельного участка, принадлежащего обществу, площадью 52 000 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, территория Минусинского аэропорта, приведенной в государственном земельном кадастре, и об установлении стоимости земельного участка в размере 3 056 500 рублей.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2009 года решение суда от 22 октября 2008 года оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.

В кассационной жалобе общество ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с несогласием с выводом судов о том, что кадастровая стоимость земельного участка определена правильно.

Заявитель жалобы считает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В судебном заседании 27 августа 2009 года представитель ООО “Риф“ подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 66113). Заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 27 августа 2009 года до 10 часов 15 минут 3 сентября
2009 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, индивидуальному частному предприятию “Риф“ 17.03.1994 на основании решения администрации Минусинского района от 08.12.1993 N 525-П выдано свидетельство N ККР-2500000851 на право бессрочного (постоянного) пользования 5.2 га земли для размещения производственной базы.

Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 25.05.2006 N 25106-723 обществу с ограниченной ответственностью “Риф“ (ранее - индивидуальному частному предприятию “Риф“) на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:252501002:0147 (предыдущий номер 24:250102:02) на территории Минусинского аэропорта Минусинского района Красноярского края, площадью 52 000 кв.м для размещения производственной базы, кадастровой стоимостью 14 053 520 рублей.

За указанный земельный участок обществом уплачивался налог на землю, динамика которого составляла: за 2004 год - 14 825 рублей, 2005 год - 16 307 рублей, 2006 год - 210 802 рубля 80 копеек. Таким образом, в сравнении с 2004 годом налог вырос в 14,22 раза.

Исчисление земельного налога с 2006 года зависит от кадастровой оценки земельного участка в соответствии со статьями 390 и 398 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество,
не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, обратилось в ООО “Независимая экспертиза“. Отчетом N 02/08/04 “Об оценке рыночной стоимости земельного участка“ по состоянию на 08.04.2008 рыночная стоимость земельного участка площадью 52 000 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, Минусинский район, территория Минусинского аэропорта, определена в размере 3 056 500 рублей.

Общество оспорило действия управления по установлению кадастровой стоимости земельного участка, считая, что стоимость земельного участка должна быть определена в размере 3 056 500 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что процедура установления кадастровой стоимости земельного участка проведена с соблюдением законодательства.

Выполняя требования части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: совершения управлением оспариваемых действий и их несоответствия (соответствия) требованиям действующего законодательства; нарушения этими действиями прав и законных интересов общества.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.

Из пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Из
пункта 10 названных Правил следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Государственная кадастровая оценка земель промышленности и иного специального назначения на территории края была проведена в 2002 - 2003 годах в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49 и Техническими указаниями по государственной кадастровой оценке земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденных Росземкадастром 20.03.2003.

Как установлено судами, общество является землепользователем земельного участка площадью 5,2 га с удельным показателем кадастровой стоимости - 270,26 руб./кв.м.

Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 24:25:2501002:0147 данный земельный участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования - “для размещения производственной базы“ и в соответствии с Методикой отнесен ко второй группе.

По результатам оценки земельного участка общества, проведенной ООО “Институт оценки собственности и финансовой деятельности“, его кадастровая стоимость составила 14 053 520 рублей.

Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности утверждены постановлением Совета администрации Красноярского края от 10.10.2005 N 230-П “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности земель иного социального назначения на территории Красноярского края“, следовательно, получили статус обязательного характера.

При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что процедура установления кадастровой стоимости земельного участка проведена с соблюдением законодательства, являются правильными.

Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, получившим надлежащую правовую
оценку в судебных актах.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при определении стоимости земельного участка подлежит применению пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным обоснованно.

У суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания для переоценки фактических обстоятельств дела и выводов судов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 по делу N А33-4772/08 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2009 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года по делу N А33-4772/08 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

А.И.ЧУПРОВ