Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.04.2009 по делу N А51-12589/2008-47-105/14 В удовлетворении иска о признании незаконными действий уполномоченного органа по проведению экспертизы землеустроительной документации и утверждению экспертного заключения отказано, поскольку экспертиза проведена по заявлению правоохранительных органов, ее проведение не выходит за рамки полномочий агентства, исследованные отчеты относятся к числу землеустроительной документации, правильность оформления которой агентство уполномочено проверять.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2009 г. по делу N А51-12589/2008-47-105/14

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края,

рассмотрев в судебном заседании 12.03.2009 дело по заявлению Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю

о признании незаконными действий,

установил:

Резолютивная часть решения была объявлена судом в судебном заседании 12.03.2009, а изготовление решения в мотивированном виде было отложено судом в порядке ст. 176 АПК РФ; полный текст решения изготовлен 08.04.2009.

Открытое акционерное общество “Российский железные дороги“ (далее по тексту - “заявитель“ и “общество“) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю (далее -
“управление“) о признании незаконными действий управления по проведению экспертизы землеустроительной документации и утверждению экспертного заключения от 29.10.2008.

Из текста заявления и пояснений представителя общества в ходе судебного разбирательства следует, что заявленные требования мотивированы следующим:

- материалы технического отчета, являющиеся предметом экспертизы, не относятся к землеустроительной документацией, следовательно, управление не вправе было проводить экспертизу данных материалов ввиду отсутствия соответствующих полномочий;

- экспертиза землеустроительной документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности, может проводиться исключительно Федеральной службой земельного кадастра России, а не ее территориальными органами;

- оспариваемая экспертиза проведена с существенными нарушениями порядка ее проведения.

Управление в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании 12.03.2009 с доводами заявителя не согласились, просили отказать обществу в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые действия осуществлены управлением без превышения полномочий и без нарушения прав и законных интересов общества.

Выслушав представителей заявителя и управления, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003 Межрайонной инспекцией МНС России N 39 по городу Москве, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1037739877295 и выдано свидетельство серии 77 N 007105126.

Заявитель на основании договора аренды земельного участка от 15.12.2004 N 48/48, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, имеет в пользовании в том числе обособленный земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 25:14:00 00 00:0017 площадью 607700 кв. м, расположенный по адресу: ориентир: железнодорожный мост; адрес ориентира: Приморский край, Пограничный район, на расстоянии 4 м восточнее 94 км ПК 0+00 по 99 км ПК 10+00 Гродековского направления, ориентир находится
в границах участка.

05.06.2008 между заявителем (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Р. (подрядчик) был заключен договора на выполнение комплекса землеустроительных работ N 26-08-23, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по проведению контрольной кадастровой съемки на части земельного участка полосы отвода железной дороги, расположенной на территории земель п. Пограничный, с целью выявления факта самовольного захвата смежным землепользователем земель полосы отвода железной дороги, а также с целью установления величины самовольного захвата в квадратных метрах.

Во исполнение данного договора подрядчиком был подготовлен технический отчет по восстановлению границ части земельного участка полосы отвода железной дороги, находящегося примерно в 90 м на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами земельного участка (адрес ориентира: п. Пограничный, ул. Орлова, 66).

23.10.2008 в адрес управления поступило письмо от 23.10.2008 N 205со-08 от старшего следователя Октябрьского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Приморскому краю с просьбой оказать помощь в проведении комплексной судебно-геодезической экспертизы и дачи заключения по результатам работ, связанных с определением границ полосы отвода железной дороги и участка П., проведенных ЗАО “Дальводпроект“ и индивидуальным предпринимателем Р.

Руководителем управления утверждено задание на проведение экспертизы землеустроительной документации, в котором постоянно действующей комиссии управления по контролю за проведением землеустройства и экспертизе землеустроительной документации предписано, во-первых, провести в установленном порядке комплексную экспертизу (контроль землеустройства, экспертизу отчетной документации) по землеустроительным работам по объекту “Восстановление границ земельного участка П. и полосы отвода железной дороги в пос. Пограничный“, выполненным ЗАО ПИНИИ “Дальводпроект“ и индивидуальным предпринимателем Р.; во-вторых, подготовить для утверждения проект заключения экспертной комиссии по
результатам проверки землеустроительной документации.

Как следует из п. 2 указанного задания, землеустроительной документацией признаны следующие документы:

- землеустроительное дело по межеванию (восстановлению) границ земельного участка П. и полосы отвода железной дороги, исполнителем которого является ЗАО ПИНИИ “Дальводпроект“;

- технический отчет, подготовленный индивидуальным предпринимателем Р., по восстановлению границ части земельного участка полосы отвода железной дороги, находящегося примерно в 90 м на север от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами земельного участка (адрес ориентира: п. Пограничный, ул. Орлова, 66).

Пунктом 3 задания на проведение экспертизы землеустроительной документации установлен срок проведения экспертизы - период с 24.10.2008 по 31.10.2008.

29.10.2009 экспертной комиссией управления было составлено экспертное заключение по землеустроительной документации о выполненных работах по восстановлению границ полосы отвода и земельного участка на территории п. Пограничный Пограничного района Приморского края (исполнители работ ЗАО ПИНИИ “Дальводпроект“ и индивидуальный предприниматель Р.), утвержденное заместителем руководителя управления 31.10.2008.

В указанном заключении содержатся выводы о достоверности сведений и документов, представленных ЗАО ПИНИИ “Дальводпроект“ в Октябрьский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также выводы о том, что информация, представленная индивидуальным предпринимателем Р., не позволяет считать работы выполненными с достаточной точностью в установленном порядке; сами документы и результаты полевых работ не могут являться основанием для принятия каких-либо решений.

Не согласившись с действиями управления по проведению экспертизы землеустроительной документации и утверждению экспертного заключения от 29.10.2008, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода
и охранных зон железных дорог.

Согласно абз. 16 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.

В силу абз. 17 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

В п. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ указано, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, действующее по настоящее время.

В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для
железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (п. 4 названного Положения).

Установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами.

Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 названного Положения).

Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 14.09.2000 N 20 “Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта“, изданным в соответствии с данным Положением, а также с целью упорядочения работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, территориальным органам Федеральной службы земельного кадастра России предписано организовать проведение работ по инвентаризации и межеванию земельных участков, включая полосу отвода, утверждать по согласованию с железными дорогами планы границ земельных участков, включая полосу отвода железных дорог, с указанием их кадастровых номеров, на основании генеральных схем развития железнодорожных линий и станций, утвержденных в установленном порядке норм и проектно-сметной документации, межевых дел, а также материалов по инвентаризации земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации и абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ в состав мероприятий по землеустройству входят мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).

Из содержания п. 6.3.1 имеющегося в материалах дела Положения об Управлении Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю, утвержденного приказом Роснедвижимости от 02.08.2006 N П/0254, следует, что данное управление организует проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 N 273 “Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства“, действовавшему в спорный период, контроль за проведением землеустройства осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

В силу п. п. 6.4.13 и 6.4.17 указанного Положения управление осуществляет утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации, а также организацию, координацию и контроль за выполнением топографо-геодезических, картографических и других обследовательских, землеустроительных и проектно-изыскательских работ специального (отраслевого) назначения для обеспечения ведения государственного земельного кадастра, землеустройства и других работ, связанных с охраной и рациональным использованием земель.

Оценив указанные нормы права, суд считает, что управление уполномочено в пределах своей компетенции осуществлять контроль за проведением землеустройства, в том числе и в отношении спорного земельного участка полосы отвода железной дороги.

Более того, в силу вышеуказанных нормативных актов именно на территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости совместно с железными дорогами возложена организация работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта, включая полосу отвода железных дорог.

В силу п. 7 вышеуказанного Положения контроль за проведением землеустройства осуществляется посредством проведения проверок и обследований, по результатам которых составляется акт установленной формы, подписываемый уполномоченным должностным лицом.

Однако в материалах дела такие акты отсутствуют
и управлением не представлены, что не позволяет суду сделать вывод об осуществлении управлением оспариваемых действий в рамках контроля за проведением землеустройства.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Перечень видов землеустроительной документации определен ст. 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ и не является исчерпывающим, поскольку положениями данной статьи предусмотрено, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

На территории Приморского края действует Закон Приморского края от 18.03.2004 N 106-КЗ “О порядке проведения землеустройства в Приморском крае“ (далее - “Закон N 106-КЗ“), устанавливающий особенности проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Как следует из ст. 6 Закона N 106-КЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), в процессе землеустройства проводится комплекс взаимосвязанных проектных, обследовательских и изыскательских работ и изготавливаются виды землеустроительной документации, в числе которых указаны материалы межевания, выполняемые для целей установления (восстановления) на местности границ административно-территориальных образований, земельных участков, а также частей указанных территорий, зон и участков с закреплением на местности таких границ межевыми знаками и определением их координат.

Таким образом, в силу вышеуказанной нормы Закона N 106-КЗ землеустроительное дело по межеванию (восстановлению) границ земельного участка П. и полосы отвода железной дороги и технический отчет по восстановлению границ части земельного участка полосы отвода железной дороги, исполнителем которого является ЗАО ПИНИИ
“Дальводпроект“, а также технический отчет, подготовленный индивидуальным предпринимателем Р., относятся к землеустроительной документации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214 утверждено Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации, согласно п. 2 которого данная экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.

В соответствии с Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 N 214, экспертиза осуществляется по инициативе заинтересованного лица в целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства.

В силу п. 4 Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации Федеральная служба земельного кадастра России (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) организует проведение экспертизы следующей землеустроительной документации:

а) генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;

б) документация по вопросам землеустройства, разработанная в соответствии с решениями органов государственной власти;

в) документация, касающаяся земель, находящихся в федеральной собственности.

Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федеральной службы земельного кадастра России.

Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, определено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.

В силу п. 5.4.6 Положения Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации.

Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).

Таким образом, управление, являющееся территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, наделено полномочиями по утверждению заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации, в том числе касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.

В рассматриваемом случае судом установлено, что экспертиза землеустроительной документации, связанной с восстановлением границ спорного земельного участка полосы отвода железной дороги, проведена по инициативе правоохранительных органов.

Суд не находит нарушений действующего законодательства в действиях управления по проведению спорной экспертизы и утверждению экспертного заключения, поскольку управление, как было уже сказано выше, является одним из заинтересованных лиц по установлению (восстановлению) границ земельных участков полосы отвода железной дороги и вправе был провести данную экспертизы.

Оспариваемые действия управления не выходят за рамки полномочий, предусмотренных п. п. 6.3.1, 6.4.13 и 6.4.17 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю.

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - “АПК РФ“).

В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу ч. 1 ст. 198 АПК РФ для признания незаконными действий (бездействия) органов и должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждой лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, общество, обращаясь с настоящим заявлением, должно было представить арбитражному суду доказательства того, что спорными действиями управлением были нарушены права и законные интересы заявителя.

Суд, оценив в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о том, что действия управления по проведению экспертизы землеустроительной документации и утверждению экспертного заключения от 29.10.2008 не порождают у заявителя каких-либо прав и обязанностей и не нарушают права и законные интересы общества.

Экспертное заключение не содержит обязательных для исполнения обществом предписаний, влекущих за собой те или иные негативные последствия, создающие препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заключение представляет собой лишь аргументированное мнение эксперта (квалифицированного специалиста в конкретной области).

При этом судом также принято во внимание то, что, во-первых, оспариваемые действия совершены и экспертное заключение составлено на основании письма Октябрьского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Приморскому краю; во-вторых, экспертное заключение оценивалось в ходе рассмотрения гражданского дела N 2-159/08, находящегося в производстве Пограничного районного суда Приморского края.

Частью 3 ст. 201 АПК РФ определено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание все вышеизложенное, требования заявителя о признании незаконными действий управления по проведению экспертизы землеустроительной документации и утверждению экспертного заключения от 29.10.2008 суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя судебные расходы по государственной пошлине на основании ст. 110 АПК РФ относятся судом на общество.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Приморскому краю по проведению экспертизы землеустроительной документации и утверждению экспертного заключения от 29.10.2008 отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края.