Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2009 по делу N А58-3457/08 Исковые требования об обязании передать в федеральную собственность объект недвижимого имущества удовлетворены правомерно, поскольку ответчиком не исполнены обязанности по безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность в установленные законом сроки, возложенной на него в силу прямого указания закона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2009 г. N А58-3457/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Горячих Н.А.,

судей: Воробьевой Н.М., Уманя И.Н.,

при участии в судебном заседании представителей Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) Ф.И.О. (доверенность N 299/06 от 16.10.2008), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Саха (Якутия) Ф.И.О. (доверенность N 88 от 28.04.2009),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2009 года по делу N А58-3457/08, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2009 года по тому же делу (суд
первой инстанции: Аринчехина А.Ю.; суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Буркова О.Н., Куклин О.А.),

установил:

Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Минимущество Республики Саха (Якутия)) об обязании передать в федеральную собственность объект недвижимого имущества - здание паспортно-визовой службы, расположенное по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, 43 общей площадью 421,1 кв.м.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2009 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2009 года решение от 11 февраля 2009 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 11 февраля 2009 года, постановление от 17 апреля 2009 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Заявитель ссылается на то, что Росимущество решения о приеме спорного имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность не принимало.

Заявитель также указал, что поскольку Правительство Республики Саха (Якутия) распоряжением от 25.10.2007 N 1420-р “О перечне имущества, находящегося в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и подлежащего передаче в федеральную собственность“, Постановлением от 18.04.2008 N 151, исключило
из перечня передаваемого имущества спорное здание паспортно-визовой службы, данное здание не подлежит передаче в федеральную собственность.

Росимущество в отзыве на кассационную жалобу отклонило доводы, изложенные в ней, указав на законность обжалуемых судебных актов.

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия) направило ходатайство, в котором просило обжалуемые решение и постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, а также просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Минимущества Республики Саха (Якутия) и представитель Росимущества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием по делу является требование об обязании передать в федеральную собственность объект недвижимого имущества.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ответчик в нарушение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон
от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2005 N 341, Постановления Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) от 12.10.2005 N ГС N 1294-III спорное имущество в федеральную собственность не передал, чем нарушил законные права и интересы Российской Федерации.

Правовым основанием иска указаны статьи 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Ответчик иск не признал, сославшись на отсутствие на момент рассмотрения спора в суде волеизъявления Республики Саха (Якутия) на передачу спорного здания в федеральную собственность ввиду принятия Правительством Республики Саха (Якутия) распоряжения от 25.10.2007 N 1420-р, Постановления от 09.06.2005 N 341.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), удовлетворяя исковые требования, сослался на пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, статью 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

При этом суд исходил из неисполнения ответчиком обязанности по безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность в установленные законом сроки, возложенной на него в силу прямого указания закона.

Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда первой инстанции и апелляционного суда законными и обоснованными.

Здание паспортно-визовой службы, расположенное по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, 43 общей площадью 421,1 кв.м является собственностью Республики Саха (Якутия), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.04.2007, и передано по договору от
04.10.2006 в безвозмездное пользование Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Саха (Якутия).

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом (абз. 9 - 11).

Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации включает: направление органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества; принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества (абз. 15 - 17, 19). Передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается (абз. 18).

В соответствии с абзацами 23 - 27 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений направляется органу государственной власти, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом
органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок. Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (им) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Постановлением Конституционного Суда от 30.06.2006 N 8-П указанные положения статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части устанавливающей порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2005 N 341, Постановлением Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) от 12.10.2005 N ГС N 1294-II Республика Саха (Якутия) выразила свою волю на передачу указанного выше спорного имущества в федеральную собственность.

Исходя из того, что Минимущество Республики Саха (Якутия) письмами от 15.04.2005, 13.02.2007, 28.02.2007 направило в адрес Росимущества предложение о передаче из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, в том числе, спорного имущества; Росимущество письмом от 30.01.2007 согласилось на принятие спорного имущества в собственность Российской Федерации; Федеральная миграционная служба Российской Федерации письмом от 27.04.2007 также подтвердила свое согласие на передачу указанного имущества в федеральную собственность, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии обоюдного согласия сторон на передачу спорного
имущества в федеральную собственность.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правомерному выводу о том, что, спорный объект недвижимого имущества подлежит безусловной и безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации на основании указанного Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2005 N 341 в силу прямого указания закона.

Издание Правительством Республики Саха (Якутия) распоряжения от 25.10.2007 N 1420-р, Постановления от 18.04.2008 N 151 о внесении изменений в Постановление от Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2005 N 341 не имеет правового значения для рассмотрения данного дела, поскольку данные ненормативные правовые акты приняты после проведения установленной законом процедуры согласования передачи имущества в федеральную собственность.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Минимущество Республики Саха (Якутия) в нарушение указанного выше Федерального закона и Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2005 N 341, изданного во исполнение данного Закона, в установленные сроки спорное имущество в федеральную собственность не передало, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика передать имущество в федеральную собственность.

Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и апелляционного суда,
им дана надлежащая оценка. При этом имеющиеся в материалах дела доказательства оценены судом на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при этом Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом не допущено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 февраля 2009 года по делу N А58-3457/08, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2009 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А.ГОРЯЧИХ

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

И.Н.УМАНЬ