Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2009 N А33-13280/08-Ф02-1708/09 по делу N А33-13280/08 Решение по иску о расторжении договора аренды нежилого помещения, обязании вернуть переданное по данному договору, о взыскании задолженности по арендной плате и пени отменено, поскольку суд не исследовал факт нахождения ответчика в спорном нежилом помещении на момент вступления в силу главы ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2009 г. N А33-13280/08-Ф02-1708/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Васиной Т.П.,

судей: Некрасовой Н.В., Попова О.А.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения “Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Ленинскому району г. Красноярска“ на решение от 2 февраля 2009 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13280/08 (суд первой инстанции - Альтергот М.А.),

установил:

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к государственному учреждению “Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Ленинскому району г. Красноярска“ (далее - ГУ “ОВО при УВД
по Ленинскому району г. Красноярска“) о расторжении договора аренды нежилого помещения N 3327 от 23.01.1997, обязании вернуть нежилое помещение, переданное по договору аренды N 3327 от 23.01.1997, взыскании задолженности по арендной плате в сумме 141 649 руб. 11 коп. и пени в размере 11 702 руб. 72 коп.

В судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об уточнении исковых требований, просил суд взыскать с ответчика задолженность в размере 141 649 руб. 11 коп., пени в размере 11 702 руб. 72 коп., а также расторгнуть договор аренды нежилого помещения N 3327 от 23.01.1997, обязать ГУ “ОВО при УВД по Ленинскому району г. Красноярска“ вернуть нежилое помещение N 6, комнаты N 1, N 33 (места общего пользования) общей площадью 459,1 кв.м (реестровый N СТР 05215), расположенные по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 22.

Решением от 2 февраля 2009 года Арбитражного суда Красноярского края иск удовлетворен.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ГУ “ОВО при УВД по Ленинскому району г. Красноярска“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Заявитель указывает на то, что судом не был рассмотрен вопрос о наличии у истца права на безвозмездное использование недвижимого имущества в соответствии с п. 8 ст. 85 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Кроме того суд, определяя размер взыскиваемой суммы, не принял во внимание положение ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
согласно которому от бюджетного учреждения сторона вправе требовать фактически понесенный ущерб.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.

Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 23.01.1997 Комитет по управлению муниципальным имуществом (арендодатель) и отдел вневедомственной охраны при ОВД администрации Ленинского района (арендатор) подписали договор на аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений N 3327.

Согласно пункту 1.1 указанного договора арендодатель обязуется предоставить арендатору нежилое помещение общей площадью 427,1 кв.м, расположенное по адресу: пр. Красноярский рабочий, 22 для использования под служебное помещение, а арендатор обязан своевременно производить расчеты по арендным платежам.

Судом установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.03.2007 нежилое помещение N 6 общей площадью 424,70 кв.м, кадастровый номер 24:50:050172:0000:04:401:002:000464050:0001:20006 по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. им. Газеты Красноярский рабочий, д. 22 принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию г. Красноярск.

Пунктом 8.2 договора аренды установлено, что договор аренды подлежит досрочному расторжению, а арендатор выселению, если арендатором допущена просрочка внесения арендной платы на срок более одного месяца.

Истцом
было направлено предупреждение от 27.06.2008 N 101/05-н, согласно которому Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска потребовал от ГУ “ОВО при УВД Ленинского района г. Красноярска“ погасить задолженность по арендной плате в сумме 102 244 руб. 55 коп., уплатить пени в сумме 9 818 руб. 56 коп. в срок до 10.07.2008, а в случае неуплаты потребовал расторжение договора.

Поскольку ГУ “ОВО при УВД по Ленинскому району г. Красноярска“ не внесло арендную плату, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящими требованиями.

Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что помещения, переданные в соответствии с договором N 3327, в аренду ответчику находятся в муниципальной собственности, доказательств начала процедуры их передачи в федеральную собственность Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска суду не представлено.

Однако суд не учел, что в силу пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.03 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ определяет милицию как систему органов исполнительной власти. Статьями 9, 10 вышеназванного Закона предусмотрено, что к милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизация и ликвидация которых определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации, данные подразделения призваны охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 утверждено Положение “О вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации“, что свидетельствует о том, что ответчик, государственное учреждение “Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Ленинскому району г. Красноярска“, является частью структуры исполнительной власти.

При таких обстоятельствах, суду необходимо исследовать факт нахождения ответчика в спорном нежилом помещении на момент вступления в силу главы 12 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления“ и принять правильное решение по существу спора в соответствии с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 2 февраля 2009 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13280/08 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.П.ВАСИНА

Судьи:

Н.В.НЕКРАСОВА

О.А.ПОПОВ