Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2009 N А33-8550/08-Ф02-183/09 по делу N А33-8550/08 Суд удовлетворил заявление о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ, поскольку правовых оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности на основании положений КоАП РФ у таможенного органа не имелось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2009 г. N А33-8550/08-Ф02-183/09

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Гуменюк Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

стороны участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЭРА Карго“ на решение от 15 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8550/08, постановление от 1 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А19-8550/08-03АП-2702/08 (суд первой инстанции: Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Первухина Л.Ф.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ЭРА Карго“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
Сахалинской таможни по делу об административном правонарушении N 10707000-159/2008 от 05.06.2008.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 августа 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2008 года решение суда оставлено без изменения.

Обжалуя судебные акты, ООО “ЭРА Карго“ оспаривает вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерности привлечения общества к административной ответственности, указывая на отсутствие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, недоказанность вины в связи с отсутствием установленной законом обязанности осуществления досмотра товара с целью установления фактического количества и наименования груза, поступившего в целой упаковке с ненарушенными средствами идентификации, а также указывает на существенные нарушения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, в связи с чем просит об отмене обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Сахалинская таможня отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Как видно из материалов дела, на основании представленной ООО “ЭРА Карго“ авианакладной N 580-00221966 и транзитной декларации N 10606010/200308/0000423 Красноярской таможней выдано разрешение на перевозку по процедуре внутреннего таможенного транзита товара - запчасти к нефтяному оборудованию в количестве 6 мест, весом брутто 150 кг, код товара 8431 ТН ВЭД России.

Указанный товар доставлен перевозчиком -
ФГУАП МЧС России в таможенный пост “Аэропорт Южно-Сахалинск“, помещен на СВХ “Ростэк Авиа Сахалин“ и ему выдано свидетельство о завершении процедуры внутреннего таможенного транзита от 21.03.2008.

При проведении таможенного досмотра установлено, что кроме заявленного в транзитной декларации товара - запчасти к нефтяному оборудованию, код товара 8431 ТН ВЭД, имеется товар другого наименования, что отражено в акте таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств N 10707010/240308/000103 от 24.03.2008.

Согласно инвойсам N GO 621383, N GO 618615, N GO 619412 на таможенную территорию Российской Федерации ввезены товары разного наименования - муфта переходная, зубило, пассатижи, отвертки, головки и рукоятки для гаечных ключей, переходник под гаечную головку, инструмент ручной для регулировки шливцев, ключи гаечные, клещи, кронштейн для каротажного инструмента, трещотка для гаечной головки, метчик для нарезания внутренней резьбы, скважинный датчик вибрации, микрочип, имеющие различные классификационные коды.

О факте правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении ООО “ЭРА Карго“ составлен протокол об административном правонарушении N 10707000-159/2008 от 22.05.2008.

Постановлением Сахалинской таможни по делу об административном правонарушении N 10707000-159/2008 от 05.06.2008 ООО “ЭРА Карго“ привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара для получения разрешения на внутренний таможенный транзит путем представления недействительных документов.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО “ЭРА Карго“ требований о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, суд первой инстанции сделал вывод о законности и обоснованности привлечения общества к административной ответственности, так как факт правонарушения установлен и подтвержден имеющимися в материалах
дела доказательствами, а также сделал вывод о наличии его вины в совершении правонарушения.

Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции признал данные выводы суда соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.

Проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).

Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицам, указанным в пункте 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 80 ТК РФ).

Согласно статье 81 названного Кодекса в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи (п. 1).

Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления в том числе сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической Ф.И.О. не менее чем первых четырех знаков, об общем количестве грузовых мест (пп. 4 п. 2).

В соответствии с пунктом 13 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973 (в
ред. приказа ФТС РФ от 11.08.2006 N 762), транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

В качестве транзитной декларации лицо, получающее разрешение на ВТТ или МТТ, вправе представить, а таможенный орган отправления обязан принять любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 13.1 настоящей Инструкции.

В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы, декларации о грузе, грузовые ведомости.

В качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.

В качестве таможенных документов могут представляться таможенная декларация, оформленная таможенными органами Российской Федерации на вывоз товаров, таможенная декларация, оформленная таможенными органами иностранных государств, книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенции МДП 1975 года), транзитная декларация, заполненная в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации.

Указанной Инструкцией установлен перечень сведений, необходимых для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или на международный таможенный транзит (статья 13.1).

При использовании в качестве транзитной декларации коммерческих, транспортных (перевозочных) документов и (или) таможенных деклараций непосредственно транзитную декларацию составляют только те документы, которые содержат сведения, указанные в пункте 13.1 настоящей Инструкции. Причем основу транзитной декларации составляет транспортный
(перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью (пункт 13.2).

Если представленные документы не содержат всех сведений, указанных в пункте 13.1 настоящей Инструкции, лицо, получающее разрешение на ВТТ или МТТ, представляет недостающие сведения путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца (пункт 13.3).

Системное толкование названных норм Таможенного кодекса Российской Федерации и указанной Инструкции позволяет сделать вывод о том, что:

- транзитной декларацией являются любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 статьи 81 ТК РФ (п. 1 ст. 81 Кодекса) и пункте 13.1 Инструкции;

- основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью (п. 13.2 Инструкции);

- если представленные коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные декларации не содержат всех необходимых сведений, лицо, получающее разрешение на ВТТ или МТТ, представляет недостающие сведения путем их внесения в транзитную декларацию на бланке установленного образца (п. 13.3 Инструкции).

Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит ООО “ЭРА Карго“ представлены транзитная декларация N 10606010/200308/0000423, авианакладная N 580-00221966, инвойсы N GO 621383, N GO 618615, N GO 619412, ссылка на которые имеется в авианакладной и в графе 44 транзитной декларации. Все сведения о товарах, включая сведения об их кодах, отражены в указанных инвойсах, являющихся неотъемлемой частью транзитной декларации.

Документы, представленные заявителем в качестве транзитной декларации, приняты Красноярской таможней и на них сделана соответствующая отметка. В связи с выполнением ООО “Эра Карго“ установленных таможенным законодательством условий таможенным органом отправления выдано разрешение на внутренний таможенный транзит.

При таких обстоятельствах правовых оснований для привлечения ООО “Эра Карго“ к административной
ответственности на основании части 3 статьи 16.1 КоАП РФ не имелось.

Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, установив наличие оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции *** пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса считает возможным принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8550/08, постановление от 1 ноября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А19-8550/08-03АП-2702/08 отменить.

Принять новое решение.

Заявленные требования удовлетворить. Постановление Сахалинской таможни по делу об административном правонарушении N 10707000-159/2008 от 05.06.2008 признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА