Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2009 N А19-8294/08-37-49-Ф02-6949/08 по делу N А19-8294/08-37-49 Прекращая производство по делу о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом), суд правомерно исходил из того, что налоговый орган не представил доказательства невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ в административном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 г. N А19-8294/08-37-49-Ф02-6949/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Палащенко И.И.,

судей: Васиной Т.П., Некрасовой Н.В.,

при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области - Дупенко И.В. (доверенность N 06-20/002752 от 13.02.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года по делу N А19-8294/08-37-49 (суд первой инстанции - Ушаков П.А., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Буркова О.Н., Куклин
О.А.),

установил:

Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью “Ангарскавтотранс“ (далее - ООО “Ангарскавтотранс“).

Определением от 26 августа 2008 года производство по делу прекращено.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из отсутствия у недействующего юридического лица имущества достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве и наличия задолженности по обязательным платежам.

Четвертый арбитражный апелляционный суд признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции, указав в постановлении от 5 ноября 2008 года на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы.

Не согласившись с судебными актами, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2008 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года отменить.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, судебные акты, принятые по делу N А19-8294/08-37-49, вынесены с нарушением норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что он подтвердил факт финансирования отсутствующего должника. Заявление о признании несостоятельным ООО “Ангарскавтотранс“ является обоснованным. Должник подлежит признанию несостоятельным (банкротом) на основании статьи 230 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Все лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Кассационная жалоба рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах,
установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность определения от 26 августа 2008 года и постановления от 5 ноября 2008 года, принятых по делу N А19-8294/08-37-49, а также правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом, ФНС России при подаче заявления о признании несостоятельным (банкротом) ООО “Ангарскавтотранс“, указало на прекращение деятельности должника, отсутствие его по месту нахождения, непредставление бухгалтерской и налоговой отчетности, на наличие задолженности по налогам в сумме 1.327.242 рублей 65 копеек.

Суд исследовал представленные доказательства, оценил их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установил, что должник имеет признаки недействующего юридического лица и может быть исключен из ЕГРЮЛ в порядке, установленном статьей 21.1 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, без применения процедур банкротства.

Прекращая производство по заявлению, арбитражный суд исходил из того, что поскольку налоговый орган не представил доказательства невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ в административном порядке и доказательства вероятного обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве и задолженность по обязательным платежам, то дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правомерным и законным обжалуемый судебный акт.

В силу статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах,
и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

Согласно пункту 4 названного постановления одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

Если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Закона о регистрации (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67).

Рассматривая заявление о признании ООО “Ангарскавтотранс“ несостоятельным (банкротом), суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица.

В то же время суд установил, что процедура исключения должника из ЕГРЮЛ в административном порядке в соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации не проводилась. Доказательства невозможности исключения недействующего должника из ЕГРЮЛ в указанном порядке налоговым органом не представлены.

Кроме того, судом установлено, что в деле отсутствуют доказательства наличия у должника имущества и налоговым органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества должника, за счет которого могут быть покрыты расходы по настоящему делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность ООО “Ангарскавтотранс“ по обязательным платежам.

При отсутствии у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве, а также для погашения задолженности по обязательным платежам, проведение процедур банкротства повлечет дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета, при этом не приведет к поступлению средств, которые бы позволили погасить задолженность по обязательным платежам.

При таких обстоятельствах суд правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя жалобы о готовности финансировать процедуру банкротства рассматриваемого отсутствующего должника и представлении доказательств финансирования не соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Исходя из пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве и пункта 2 Положения о
порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 N 573, заявление налогового органа должно содержать сведения о наличии средств, необходимых для финансирования именно процедуры банкротства ООО “Ангарскавтотранс“.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что определение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года по делу N А19-8294/08-37-49, приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Иркутской области от 26 августа 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года по делу N А19-8294/08-37-49 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.И.ПАЛАЩЕНКО

Судьи:

Т.П.ВАСИНА

Н.В.НЕКРАСОВА