Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 N А19-5328/08-48-Ф02-6799/08 по делу N А19-5328/08-48 Дело по заявлению о признании незаконным решения об отказе по заявлению в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и обязании устранить допущенные заявителя передано на новое рассмотрение, поскольку суд не указал, на какой государственный орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав заявителя ввиду участия в деле двух заинтересованных лиц: администрации и агентства имущественных отношений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2009 г. N А19-5328/08-48-Ф02-6799/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Орлова А.В.,

судей: Новогородского И.Б., Скубаева А.И.,

при участии от Правительства Иркутской области представителя Малых О.Е. (доверенность N 02-01-1044/8 от 01.12.2008), от Агентства имущественных отношений Иркутской области представителя Рудых М.Н. (доверенность N 11-5404/1и от 12.12.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Агентства имущественных отношений Иркутской области на решение от 25 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 30 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5328/08-48 (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г.),

установил:

общество с
ограниченной ответственностью (ООО) “Торговый дом Кальмеера“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Агентства имущественных отношений Иркутской области (далее - Агентство), оформленного письмом N 23-3398/1к от 11.04.2008, об отказе по заявлению N 83 от 26.03.2008 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. 5-ой Армии, и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещения объектов по указанному адресу.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Иркутской области.

Решением от 25 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным решение Агентства, оформленное письмом N 23-3398/1к от 11.04.2008, в обжалуемой части и возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем соблюдения процедуры приема и рассмотрения заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Постановлением от 30 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение от 25 июля 2008 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Агентство обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 25 июля 2008 года и постановление от 30 октября 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Вопрос об отмене обжалуемых судебных актов рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении норм материального права, в частности, статьи 29, части 5 статьи 30
Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“, пунктов 34, 35 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования “Город Иркутск“, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 29.12.2006 N 263-па (далее - Положение о предоставлении земельных участков), и нарушении норм процессуального права, а именно, части 4 статьи 170, статьи 174, части 2 статьи 175, части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявителем кассационной жалобы в качестве доводов приведено следующее:

- вывод суда о том, что информация, содержащаяся в оспариваемом письме, является решением об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления, не соответствует фактическим обстоятельствам;

- письмо Агентства не нарушает полномочий администрации Иркутской области по распоряжению неразграниченными земельными участками;

- Положение о предоставлении земельных участков не регламентирует каких-либо действий (решений) Агентства, в связи с чем применение судом данного правового акта к спорным правоотношениям неправомерно;

- необоснован вывод суда о незаконности сообщения Агентством информации, содержащейся в письме заявителю как не предусмотренные Положением;

- резолютивная часть решения не соответствует уточненным заявленным требованиям

- Агентство не является органом исполнительной власти администрации Иркутской области, соответственно, не является органом, осуществляющим предоставление земельных участков в смысле статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Правительство Иркутской области указало на обоснованность ее доводов и незаконность принятых по делу судебных актов.

На основании постановления губернатора Иркутской области от 20.08.2008 N 362-п “О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре
высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)“ в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведено процессуальное правопреемство администрации Иркутской области на Правительство Иркутской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, вместе с тем ООО “Торговый дом Кальмеера“ своего представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Присутствующие в судебном заседании представители Агентства и Правительства Иркутской области поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе и отзыве соответственно.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО “Торговый дом Кальмеера“ обратилось в Агентство с заявлением N 83 от 26.03.2008 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - офисного здания по адресу: г. Иркутск, ул. 5-ой Армии.

В письме N 23-3398/1и от 11.04.2008 Агентство сообщило заявителю, что испрашиваемый земельный участок подпадает в зону застройки многоэтажными жилыми домами и является придомовой территорией жилого 5-этажного дома N 48.

ООО “Торговый дом Кальмеера“, полагая, что в данном письме содержится решение Агентства об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, которое не соответствует статьям 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим
заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к следующим выводам: из содержания оспариваемого письма Агентства следует, что заявителю сообщено о препятствии в отводе испрашиваемого земельного участка и фактически отказано в дальнейшем рассмотрении заявления; Положением о предоставлении земельных участков не предусмотрено направление заявителю писем указанного содержания; заявление ООО “Торговый дом Кальмеера“ не было передано Агентством в администрацию Иркутской области для рассмотрения в установленном порядке; письмо N 23-3398/1и от 11.04.2008 не соответствует пункту 4 статьи 4 Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“ и пунктам 32 - 34 Положения о предоставлении земельных участков и нарушает права заявителя на надлежащее рассмотрение заявления.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов обеих инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Решение суда является законным, если оно вынесено в строгом соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.

Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций вышеприведенные требования не соблюдены.

В силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации для признания арбитражным судом незаконным решения Агентства, оформленного письмом N 23-3398/1и от 11.04.2008, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти
или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Материалами дела подтверждается, что Агентство, приняв заявление ООО “Торговый дом Кальмеера“ о выборе земельного участка, направило в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска обращение о предоставлении земельных участков обществу. Рассмотрев данное обращение, Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в письме N 945-70-4633/8 от 01.07.2008 сообщил, что предоставление указанного участка не представляется возможным, в связи с отнесением данного земельного участка к территории общего пользования. На основании имеющейся информации Агентство направило в адрес ООО “Торговый дом Кальмеера“ письмо N 23-3398/1и от 11.04.2008.

Постановлением губернатора Иркутской области от 20.08.2007 N 362-п “О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)“ утверждена временная структура исполнительных органов государственной власти Иркутской области, согласно которой Агентство имущественных отношений входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области, но не является администрацией Иркутской области, как было ранее.

Согласно Положению об Агентстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденному постановлением администрации Иркутской
области от 31.12.2007 N 312-па, Агентство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 названного Положения одной из задач Агентства является управление и распоряжение землями и земельными участками.

В силу подпункта 24 пункта 7 Положения Агентство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет все необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, а также земельными участками, находящимися на территории муниципального образования “Город Иркутск“, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, распоряжение и управление земельными участками является одним из приоритетных направлений деятельности Агентства имущественных отношений, в связи с чем принятие Агентством решения, оформленного письмом N 23-3398/1и от 11.04.2008, не противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

Вывод суда о несоответствии оспариваемого решения Агентства нормам Закона Иркутской области “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“ и Положения о предоставлении земельных участков является преждевременным, сделанным без надлежащей оценки данных нормативно-правовых актов в совокупности с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, постановления губернатора Иркутской области от 20.08.2007 N 362-п и Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области.

Судами обеих инстанций не принято во внимание, что Закон Иркутской области “Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области“ и Положение о предоставлении земельных участков приняты до введения в действие постановления губернатора Иркутской области от 20.08.2007 N 362-п и Положения об Агентстве имущественных отношений Иркутской области и регламентируют соответствующие вопросы без
учета изменений в структуре органов исполнительной власти субъекта и определения компетенции Агентства.

Кроме того, возлагая обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения заявления ООО “Торговый дом Кальмеера“ в установленном порядке, суд не учел, что даже при точном соблюдении порядка имеющиеся препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка не могут быть устранены в силу закона, тем самым положение, к которому стремится заявитель, достигнуто не будет.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора судом не исследовался вопрос о возможности применения норм Положения о предоставлении земельных участков в связи с принятием новых нормативно-правовых актов, устанавливающих иные положения, чем действовали ранее.

Помимо неправильного применения норм материального права судами допущено нарушение норм процессуального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции в резолютивной части решения указал на признание незаконным решения Агентства имущественных отношений Иркутской области об отказе, оформленное письмом N 23-3398/1и от 11.04.2008, не приняв во внимание, что данным письмом ООО “Торговый дом Кальмеера“ информировано о результатах рассмотрения других заявлений о выборе земельных участков, которые в рамках настоящего дела не оспорены.

Помимо названного, суд первой инстанции в нарушение положений части 1 статьи 174 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
не указал на какой государственный орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав заявителя ввиду участия в деле двух заинтересованных лиц: администрации Иркутской области и Агентства имущественных отношений по Иркутской области. Кроме того, не решен вопрос относительно заявленных ООО “Торговый дом Кальмеера“ требований к администрации Иркутской области.

При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты не могут быть признаны основанными на правильном применении норм материального права и принятыми при точном соблюдении норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть рекомендации, содержащиеся в настоящем постановлении, и принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 30 октября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5328/08-48 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.В.ОРЛОВ

Судьи:

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

А.И.СКУБАЕВ