Решения и определения судов

Решение Ярославского областного суда от 28.12.2009 N 3-91/2009 О признании частично недействующим пункта 1.5 раздела 1 Положения о предоставлении животного мира в долгосрочное пользование, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 09.04.2008 N 150-п.

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2009 г. по делу N 3-91/2009

Ярославский областной суд в составе председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н., при секретаре Сурковой Т.Ю., с участием прокурора Фокиной Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. об оспаривании пунктов 1.5, 2.1 и 2.2 Положения “О предоставлении животного мира в долгосрочное пользование“, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09.04.2008 N 150-п “О предоставлении животного мира в долгосрочное пользование и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов“,

установил:

9 апреля 2009 года Правительством Ярославской области принято постановление N 150-п “О предоставлении животного мира в долгосрочное пользование и
признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов“, которым утверждено Положение о предоставлений животного мира в долгосрочное пользование на территории Ярославской области (далее - Положение).

Постановление официально опубликовано в газете “Губернские вести“, N 30 от 21.04.2008. В последующем в постановление вносились изменения, так последние изменения были внесены постановлением Правительства ЯО от 03.11.2009 N 1084-п, вступившим в силу с 3 ноября 2009 года.

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Черток В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконными п.п. 1.5, 2.1 и 2.2 Положения, ссылаясь на то, что указанные пункты противоречат ст. 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире“ (далее - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ), ч. 1 ст. 36 Лесного кодекса РФ, Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ) и нарушают права заявителя как индивидуального предпринимателя самостоятельно определять границы и площади территорий, испрашиваемых для пользования животным миром, и время подачи соответствующей заявки, а также незаконно обязывают его иметь учредительные документы с указанием соответствующего вида деятельности.

Так, пункт 2.1 обжалуемого нормативно-правового акта устанавливает, что конкретные территории для осуществления пользования животным миром определяются органом государственной власти, в то время как в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, указываются в заявке юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Пункт 1.5 Положения устанавливает, что подавать заявки на пользование животным миром могут только те индивидуальные предприниматели, учредительными документами которых предусмотрен соответствующий вид деятельности, однако ГК РФ не устанавливает необходимости наличия у индивидуальных предпринимателей учредительных документов и отражения в них конкретного вида предпринимательской деятельности
как условия осуществления этой деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Бойко Ю.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, указав также о том, что просительный пункт заявления своего доверителя оставляет без изменения.

Представители Правительства Ярославской области по доверенностям Скворцов И.Г. и Сорокин М.С. в судебном заседании заявленные требования не признали, указали, что постановление Правительства Ярославской области от 09.04.2008 N 150-п “О предоставлении животного мира в долгосрочное пользование и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов“, которым утверждено оспариваемое Положение было принято Правительством области в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире“, и оно определяет механизм предоставления участков территории Ярославской области для осуществления пользования животным миром.

Пункт 1.5 Положения определяет общие условия предоставления территории Ярославской области для осуществления пользования животным миром юридическим лицам, а также гражданам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, учредительными документами которых предусмотрен соответствующий вид деятельности. Указанный пункт сформулирован некорректно относительно учредительных документов, у индивидуального предпринимателя нет учредительных документов. В соответствии с пунктом 2.3 Положения установлено, что копии учредительных документов предоставляются только заявителями - юридическими лицами, заявителем - индивидуальным предпринимателем предоставляются копия документа, подтверждающего государственную регистрацию индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность, без образования юридического лица, копия справки налогового органа о постановке на учет. Предоставления учредительных документов для индивидуальных предпринимателей Положением не предусмотрено.

Охота и предоставление услуг в области охоты является видом экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности (ОКВЭД). В соответствии с подпунктом “о“ пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о видах деятельности, осуществляемых индивидуальным предпринимателем (коды по ОКВЭД).

Ссылка истца на часть 1 ст. 36 Лесного кодекса РФ не может использоваться для признания Положения противоречащим действующему законодательству, поскольку оспариваемое Положение не регулирует отношения, связанные с предоставлением лесных участков для ведения охотничьего хозяйства.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства Ярославской области, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление в части признания незаконным пункта 1.5 Положения о предоставлении животного мира в долгосрочное пользование на территории Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области N 150-п от 09.04.2008, а в удовлетворении остальной части заявления отказать, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами “в“ и “д“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира определены статьями 5, 6, 6.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ “О животном мире“. В
частности, к полномочиям Российской Федерации в указанной области относится установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром.

В соответствии со статьями 33, 36 Федерального закона “О животном мире“ животный мир предоставляется юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочных лицензий, выдаваемых специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок выдачи лицензий установлен статьей 37 Федерального закона “О животном мире“. В соответствии с названной статьей для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром. Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

На основании согласования специально уполномоченный
государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.

Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Таким образом, из анализа статьи 37 Федерального закона “О животном мире“ следует, что предоставление территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, является компетенцией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для осуществления названного полномочия субъект Российской Федерации, в данном случае Ярославская область, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления территорий, акваторий, необходимых для пользования животным миром.

Из содержания статьи 37 Федерального закона “О животном мире“, а также статьи 38 названного Федерального закона, предусматривающих, что в заявке, которая подается заявителем, а также в долгосрочной лицензии на пользование животным миром должны содержаться сведения о границах и площади территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, следует вывод о том, что ко времени подачи заявки и выдачи лицензии должны быть согласованы условия предоставления территории, акватории и определены границы предоставляемого в пользование участка территории, акватории, что проведение таких действий является лишь одним из этапов процедуры предоставления животного мира в пользование.

Учитывая изложенное, оспариваемое Положение, устанавливающее порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, принято в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.

Так, оспариваемые пункты 2.1 и 2.2 Положения предусматривают, что при наличии свободного участка территории, на котором может осуществляться пользование животным миром, департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области (далее - департамент) проводит согласование условий пользования указанным участком с собственниками земель и землевладельцами, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения. В соответствии с результатами согласований определяются границы предоставляемого в пользование участка и условия его использования (в ред. постановлений Правительства ЯО от 18.06.2008 N 281-п, от 03.11.2009 N 1084-п).

Согласование с собственниками земель, землевладельцами условий пользования участком территории для осуществления пользования объектами животного мира (далее - участок(-и) территории(-й)) осуществляется путем опубликования в средствах массовой информации Ярославской области и размещения на официальном сайте органов государственной власти Ярославской области, а также в средствах массовой информации муниципальных образований Ярославской области, на территории которых находятся предоставляемые в пользование участки территории, информации о предоставлении участков территорий (абзац введен постановлением Правительства ЯО от 03.11.2009 N 1084-п).

Информация должна содержать:

- подлежащие согласованию условия пользования участками территорий;

- описание границ предоставляемых участков территорий;

- срок, на который осуществляется предоставление участков территорий;

- срок, в течение которого могут быть предоставлены возражения, а также почтовый адрес, по которому возможно их направление (абзац введен постановлением Правительства ЯО от 03.11.2009 N 1084-п).

Если собственники земель, землевладельцы в течение 30 календарных дней со дня опубликования (размещения) указанной информации не представили мотивированных возражений
по условиям предоставления участка территории, подлежащим согласованию, то условия считаются согласованными со дня, следующего за днем окончания приема возражений (абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 03.11.2009 N 1084-п).

По окончании проведения согласований департамент размещает объявление о предоставлении участков территорий в официальном печатном издании Правительства Ярославской области и на официальном сайте органов государственной власти Ярославской области.

Анализ приведенных норм оспариваемого нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что установленный им (актом) порядок согласования условий пользования и определения предоставляемого в пользование участка не содержит норм, противоречащих Федеральному закону и ограничивающих права заявителя.

С учетом вышеизложенных обстоятельств суд не находит оснований для признания в данной части оспариваемого постановления недействующим.

Вместе с тем имеются основания для признания оспариваемого п. 1.5 Положения недействующим в части слов, касающихся индивидуальных предпринимателей “учредительными документами которых предусмотрен, соответствующий вид деятельности“.

Из содержания оспариваемого заявителем пункта 1.5 Положения следует, что животный мир может предоставляться в пользование уполномоченными органами исполнительной власти Ярославской области юридическим лицам, а также гражданам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, учредительными документами которых предусмотрен соответствующий вид деятельности.

Данная норма, устанавливающая признаки индивидуальных предпринимателей, кому животный мир может предоставляться в пользование, противоречит положениям ст. ст. 1 и 35 - 37 Федерального закона “О животном мире“, где при определении пользователей животного мира не содержится требования к индивидуальным предпринимателям о наличии у них учредительских документов, которыми предусмотрен соответствующий вид деятельности.

При определении момента, с какого оспариваемая норма должна быть признана недействующей, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать
нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ с учетом ст. 53.1 Закона Ярославской области “О правовых актах Ярославской области“ (в редакции Закона ЯО от 09.07.2009 года N 45-з) решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - газете “Документ-Регион“.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать пункт 1.5 в разделе 1 Положения “О предоставлении животного мира в долгосрочное пользование“, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09.04.2008 N 150-п “О предоставлении животного мира в долгосрочное пользование и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов“ в части слов, касающихся индивидуальных предпринимателей “учредительными документами которых предусмотрен соответствующий вид деятельности“, недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части в удовлетворении заявления Ф.И.О. отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

ИГНАТОВ К.Н.