Решения и определения судов

Решение Хабаровского краевого суда от 19.11.2009 по делу N 3-171/09 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6 Порядка формирования и утверждения списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 15.06.2009 N 178-пр “О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности“.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. по делу N 3-171/09

19 ноября 2009 года Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.

при секретаре Войкиной О.Н.

с участием старшего помощника прокурора Хабаровского края Сенченко П.В., представителя Правительства Хабаровского края, по доверенности Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 6 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“, утвержденного постановлениям Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. N 178-пр “О реализации мероприятий по улучшению жилищных
условий граждан, проживающих в сельской местности“,

установил:

Правительством Хабаровского края 15.06.2009 г. принято постановление N 178-пр “О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности“, которым утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“.

В соответствии с пунктом 6 Порядка министерство сельского хозяйства и продовольствия края на основании представленных органами местного самоуправления края списков и сведений о привлечении средств местных бюджетов формирует и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждает сводные списки по форме согласно приложению N 3 к Типовому положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании пункта 6 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“, утвержденного постановлениям Правительства Хабаровского края от 15.06.2009 г. N 178-пр недействующим в части не устанавливающей обязанность по уведомлению органов местного самоуправления о принятом решении.

В обоснование заявленных требований прокурор края ссылается на не соответствие нормы пункта 6 Порядка в оспариваемой части пункту 15 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г.
N 83 “О внесении изменений в федеральную целевую программу “Социальное развитие села до 2012 года“, согласно которому уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, помимо формирования и утверждения в установленном порядке сводных списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, обязаны уведомить органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал заявление.

Представитель Правительства Хабаровского края, действующая на основании доверенности Ш. просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями федерального законодательства в пределах компетенции предоставленной субъекту Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд не находит оснований к удовлетворению заявления прокурора Хабаровского края.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации издает постановления и распоряжения.

Согласно пункту 15 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской. Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г.
N 83 (далее - Типовое положение) порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации“.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.06.2009 г. N 178-пр утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“.

При этом полномочиями по правовому урегулированию порядка уведомления органов местного самоуправления о принятом уполномоченным органом (министерством сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края) решений об утверждении сводных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“ субъекты Российской Федерации не наделены.

Указанное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации пунктом 15 Типового положения, согласно которому уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки.

Данная норма федерального законодательства имеет прямое действие для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации“, которой предусмотрено, что постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Кроме того, как видно из Паспорта федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 858 от 03.12.2002 г., действующего в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 г. N 83 государственным заказчиком-координатором программы является Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации, которое обеспечивает формирование нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности, т.е. реализации Программы.

Таким образом, постановление Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. N 178-пр “О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности“ принято правомочным органом власти субъекта Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Ссылки прокурора края на то, что установленные пунктом 15 Типового положения полномочия субъекта Российской Федерации по определению порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств указывают на обязанность субъекта Российской Федерации в этом порядке предусмотреть уведомление органов местного самоуправления о принятом решении как составляющую часть процедуры принятия решения, подтверждением чего является отсутствие в Типовом положении сроков и формы уведомления органов местного самоуправления основаны на расширительном истолковании норм Типового положения и не являются основанием к удовлетворению заявления.

Кроме того названные доводы, а также ссылки прокурора в судебном заседании на то, что статус Типового положения обязывает органы власти субъекта Российской Федерации осуществлять правовое регулирование в объеме не меньшем, чем постановление Правительства Российской Федерации фактически сводятся к вопросу о внесении в оспариваемый нормативный правовой акт нормы устанавливающей обязанность по уведомлению органов местного самоуправления о принятом решении.

Вместе с тем в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В силу закона исполнительный орган субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет правовое регулирование, органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта 6 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2012 года“, утвержденного постановлениям Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. N 178-пр “О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности“ оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении опубликовать в газете “Тихоокеанская звезда“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

Н.Ю.БАРАБАШ