Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2009 по делу N А44-1840/2009 Должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными ко взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2009 г. по делу N А44-1840/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,

при участии от Федерального государственного унитарного предприятия “Производственное объединение “Квант“ Фомина В.Е. по доверенности от 27.10.2009 N 013/4668, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Семеновой М.В. по доверенности от 23.10.2009 N 2.4-01/1-27489,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2009 года по делу N А44-1840/2009 (судья Максимова Л.А.),

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Производственное объединение “Квант“ (далее - предприятие, ФГУП) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - инспекция) по указанию в справке N 14664 по состоянию на 20.03.2009 (далее - справка N 14664) задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 9 084 476 руб. 65 коп. и о возложении на инспекцию обязанности произвести действия по списанию указанных сумм с лицевого счета ФГУП (том 5, листы 94 - 95).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2009 года требования заявителя удовлетворены.

Инспекция с судебным решением не согласилась, поэтому обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить. Налоговый орган считает правомерным отражение в справке N 14664 оспариваемой задолженности по пеням и штрафам, а также ссылается на неправомерное возложение судом обязанности на инспекцию по списанию данных сумм с лицевого счета налогоплательщика.

Общество считает решение суда законным и обоснованным.

Обжалуемый судебный акт проверен апелляционной инстанцией в порядке статей 266 - 269 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит частичной отмене в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, на основании обращения заявителя налоговый орган выдал предприятию справку N 14664 о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 20.03.2009,
из которой следует, что у налогоплательщика числятся недоимки по пеням и штрафным санкциям по единому социальному налогу (далее - ЕСН), налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и налогу на прибыль (том 1, листы 9-66).

Заявитель посчитал необоснованным начисление ему в данной справке задолженности в общей сумме 9 084 476 руб. 65 коп., поэтому обратился в суд за ее оспариванием. По мнению предприятия, в выданной налоговым органом справке числится задолженность, которая не подлежит взысканию с ФГУП.

По результатам сверки расчетов, проведенной заявителем и налоговым органом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, установлено, что срок для взыскания задолженности по пеням по налогу на прибыль (ФБ) в сумме 3931 руб. 35 коп., по пеням по налогу на прибыль (бюджет субъекта) в сумме 26 339 руб. 03 коп.; по пеням по единому социальному налогу (ЕСН) в ФБ в сумме 607 814,64 руб.; по пеням по ЕСН в части ФСС в сумме 5593 руб. 51 коп.; по пеням в части ФМС в сумме 39 822 руб. 05 коп.; по пеням по ЕСН в части ТОМС в сумме 325 946 руб. 55 коп.; по пеням по НДС в сумме 768 951 руб. 98 коп.; по штрафу за неуплату НДС в сумме 54 972 руб. 95 коп.; по пеням по НДС в сумме 5923 руб. 74 коп.; по пеням по транспортному налогу в сумме 393 руб. 72 коп.; по штрафу за неуплату транспортного налога в сумме 4553 руб. 10 коп.; по пеням по земельному налогу городских округов в сумме 8400 руб. 16 коп.; по пеням по
земельному налогу в сумме 1 691 руб. 05 коп.; по пеням по налогу на рекламу в сумме 66 руб. 48 коп.; по штрафу по налогу на рекламу в сумме 15 277 руб.; по пеням по задолженности в Пенсионном фонде Российской Федерации в сумме 7150 руб. 12 коп.; по пеням по задолженности в Фонде Социального Страхования Российской Федерации в сумме 13 039 руб. 99 коп. налоговым органом пропущен.

Сверив расчеты с ФГУП, инспекция подтвердила доводы заявителя о том, что ею своевременно не приняты меры по взысканию данной задолженности в порядке, предусмотренном статьями 45 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Признание указанных обстоятельств ответчиком судом принято.

Отражение остальной части задолженности по пеням и штрафам в оспариваемой справке в общей сумме 7 038 127 руб. 09 коп. (24 756 руб. 75 коп. + 575 712 руб. 56 коп. + 15 497 руб. 16 коп. + 239 773 руб. 50 коп. + 6 182 387 руб. 12 коп.) суд первой инстанции признал незаконным, ссылаясь на то, что правомерность начисления указанных сумм налоговый орган не подтвердил.

Ответчик считает, что в соответствии со статьей 59 НК РФ у него отсутствует возможность списания задолженности с лицевого счета заявителя, в том числе той, возможность взыскания которой утрачена, а также ссылается на то, что вывод суда о неподтвержденности правомерности начисления пеней по НДС в сумме 31 066 руб. 16 коп. является необоснованным.

Данные доводы ответчика частично принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.

Как следует из акта сверки расчетов ФГУП и инспекции, из суммы пеней по НДС в размере
6 951 339 руб. 01 коп., отраженных в оспариваемой справке, 768 951 руб. 98 коп. - задолженность невозможная к взысканию.

Разница в размере 6 182 387 руб. 12 коп. отнесена судом к задолженности, правомерность начисления которой ответчиком не подтверждена.

Инспекция ссылается на то, что по состоянию на 30.03.2009 на лицевом счете налогоплательщика числилась задолженность по пеням по НДС в сумме 5005 руб. 90 коп., начисленная за период с 21.11.2008 по 24.11.2008 в связи с несвоевременной уплатой НДС по декларации за 3 квартал 2008 года, а также в сумме 26 060 руб. 26 коп., начисленная за период с 21.02.2009 по 04.03.2009 в связи с несвоевременной уплатой НДС по декларации за 4 квартал 2008 года.

При этом налоговый орган указывает на то, что налоговые декларации за 3 и 4 кварталы 2008 года, а также платежные документы об уплате сумм НДС за данные периоды имеются в распоряжении предприятия, просрочка исполнения обязательств по уплате данных платежей им не оспаривалась, данные суммы пеней входят в общий состав пеней в размере 6 182 387 руб. 12 коп., начисленных по состоянию на 20.03.2009.

В связи с этим инспекция не согласна с выводом суда о том, что задолженность по пеням по НДС в сумме 31 066 руб. 16 коп. (5005 руб. 90 коп. + 26 060 руб. 26 коп.) является необоснованной и неправомерно отраженной в справке N 14664.

Представленными документами, включая налоговые декларации, платежные поручения и пояснения предприятия (том 8, лист 17), данные доводы инспекции подтверждаются. Правомерность начисления указанных сумм пеней также подтверждена. На момент формирования спорной справки, на 20.03.2009, срок для взыскания
данных сумм пеней не истек.

Помимо этого, решением Арбитражного суда Новгородской области от 15 октября 2009 года по делу N А44-4120/2009, представленным заявителем, установлено, что взыскать во внесудебном порядке 5005 руб. 90 коп. пеней по НДС инспекция вправе была до 11.05.2009 (том 7, листы 105-106). Из пояснений представителя ФГУП следует, что с выводами суда, сделанными в названном решении, заявитель согласен.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что задолженность по пеням по НДС в сумме 31 066 руб. 16 коп. правомерно отражена налоговым органом в справке N 14664 по состоянию на 20.03.2009.

В то же время из имеющихся в деле доказательств не установить, что остальная часть задолженности в размере 7 007 060 руб. 90 коп. (7 038 127 руб. 09 коп. - 31 066 руб. 16 коп. (5005 руб. 90 коп. + 26 060 руб. 26 коп.), отраженная в справке N 14664, начислена предприятию правомерно.

Ответчик ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил доказательства, свидетельствующие об основаниях возникновения задолженности, на которую начислены пени и штрафные санкции, не подтвердил момент возникновения недоимок, период, за который начислены пени, из представленных расчетов пеней невозможно установить основание их начисления.

Следовательно, выводы суда первой инстанции в отношении данной задолженности являются обоснованными.

При таких обстоятельствах законность действий инспекции по указанию в справке N 14664 данной задолженности не подтверждена. Суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по списанию указанной суммы с лицевого счета налогоплательщика.

Между тем решение суда в части признания незаконными действий инспекции по указанию в справке N 14664 задолженности, срок для взыскания которой
пропущен, а также возложения обязанности на ответчика по списанию данной суммы с лицевого счета предприятия апелляционная коллегия считает подлежащим отмене в связи со следующим.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ “Об утверждении форм о сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению“ (далее - Приказ) утверждены формы справок о состоянии расчетов с бюджетом, в том числе справка формы N 39-1 (приложение N 4 к данному Приказу).

Справка N 14664 о расчетах по налогам, сборам, пеням и штрафам, выданная инспекцией по заявлению общества, соответствует указанной форме справки и фактически отражает состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, включая суммы недоимок по налогам, сборам, пеням и штрафам, в том числе тех, срок для взыскания которых истек.

В соответствии со статьей 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Так, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 закреплено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам,
а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“ - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Таким образом, нормативная база по вопросу применения статьи 59 НК РФ в данном случае ограничена названным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, установленные НК РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ).

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Следовательно, должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, исключать из лицевого счета налогоплательщика нереальные к
взысканию долги по налогам и сборам. Спорная задолженность не подлежит взысканию с заявителя, между тем оснований для ее списания из карточки “РСБ“ у инспекции не имеется.

В то же время неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Таким образом, Приказ, которым утверждена форма справки, не предусматривающая информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 4381/09).

Таким образом, лицевой счет налогоплательщика должен содержать достоверную информацию, отражающую действительную обязанность плательщика налогов и сборов, на основании которой формируются справки о расчетах с бюджетом, выдаваемые налогоплательщикам по их запросу.

В связи с этим апелляционная коллегия считает, что действия ответчика по указанию в спорной справке задолженности без отражения сведений об утрате налоговым органом возможности ее взыскания в отношении той задолженности, срок для взыскания которой истек, является неправомерным. Данные сведения должны быть отражены в лицевом счете налогоплательщика.

Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.

Руководствуясь статьей 269, пунктами 3, 4 части 1
статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2009 года по делу N А44-1840/2009 отменить в части признания незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области по указанию в справке N 14664 “О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам“ по состоянию на 20.03.2009 задолженности пеням по налогу на прибыль организаций (ФБ) в сумме 3931 руб. 35 коп., по пеням по налогу на прибыль организаций (бюджет субъекта) в сумме 26 339 руб. 03 коп., по пеням по единому социальному налогу (ФБ) в сумме 607 814 руб. 64 коп., по пеням по единому социальному налогу (ФСС) в сумме 5593 руб. 51 коп., по пеням в части ФМС в сумме 39 822 руб. 05 коп., по пеням по единому социальному налогу (ТОМС) в сумме 325 946 руб. 55 коп., по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 800 018 руб. 17 коп., по штрафу за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 54 972 руб. 95 коп., по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 923 руб. 74 коп., по пеням по транспортному налогу в сумме 393 руб. 72 коп., по штрафу за неуплату транспортного налога в сумме 4553 руб. 10 коп., по пеням по земельному налогу городских округов в сумме 8400 руб. 16 коп., по пеням по земельному налогу в сумме 1691 руб. 05 коп., по пеням по налогу на рекламу в сумме 66 руб. 48 коп., по штрафу по налогу на рекламу в сумме 15 277 руб., по пеням по задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7150 руб. 12 коп., по пеням по задолженности в Фонд социального страхования в сумме 13 039 руб. 99 коп.; а также в части возложения на ответчика обязанности по списанию указанных сумм с лицевого счета налогоплательщика.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области по указанию в справке N 14664 “О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам“ по состоянию на 20.03.2009 задолженности пеням по налогу на прибыль организаций (ФБ) в сумме 3931 руб. 35 коп., по пеням по налогу на прибыль организаций (бюджет субъекта) в сумме 26 339 руб. 03 коп., по пеням по единому социальному налогу (ФБ) в сумме 607 814 руб. 64 коп., по пеням по единому социальному налогу (ФСС) в сумме 5593 руб. 51 коп., по пеням в части ФМС в сумме 39 822 руб. 05 коп., по пеням по единому социальному налогу (ТОМС) в сумме 325 946 руб. 55 коп., по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 768 952 руб. 01 коп., по штрафу за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 54 972 руб. 95 коп., по пеням по налогу на добавленную стоимость в сумме 5923 руб. 74 коп., по пеням по транспортному налогу в сумме 393 руб. 72 коп., по штрафу за неуплату транспортного налога в сумме 4553 руб. 10 коп., по пеням по земельному налогу городских округов в сумме 8400 руб. 16 коп., по пеням по земельному налогу в сумме 1691 руб. 05 коп., по пеням по налогу на рекламу в сумме 66 руб. 48 коп., по штрафу по налогу на рекламу в сумме 15 277 руб., по пеням по задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7150 руб. 12 коп., по пеням по задолженности в Фонд социального страхования в сумме 13 039 руб. 99 коп. без отражения сведений об утрате налоговым органом возможности ее взыскания.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия “Производственное объединение “Квант“ путем внесения в лицевой счет налогоплательщика сведений в отношении задолженности, возможность взыскания которой утрачена.

В остальной части решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2009 года по делу N А44-1840/2009 оставить без изменения.

Председательствующий

О.А.ТАРАСОВА

Судьи

О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

А.В.ПОТЕЕВА