Решения и определения судов

Приговор Новосибирского гарнизонного военного суда от 06.11.2009 N 116-2009 Вина военнослужащего в совершении вымогательства и грабежа доказана последовательными показаниями свидетелей и потерпевшего; кроме того, осужденный признан виновным по ч. 1 ст. 335 УК РФ - нарушение уставных взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.

НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПРИГОВОР

от 6 ноября 2009 г. по делу N 116-2009

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе:

Председательствующего - судьи подполковника юстиции Иванова В.В., при секретаре Гусевой И.В., с участием государственного обвинителя - старшего помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона подполковника юстиции М., подсудимого И. и его защитника - адвоката Ю., представившего удостоверение N 783 и ордер N 462 от 27 октября 2009 года Специализированной коллегии адвокатов Адвокатской палаты Новосибирской области, потерпевшего С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы уголовного дела в отношении военнослужащего войсковой части 00000 рядового И., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. “в“ ч. 2
ст. 163, ч. 1 ст. 161, ч. 1 ст. 335 УК РФ,

установил:

И. и рядовой С. проходили военную службу в войсковой части 00000 и в подчиненности между собой не состояли.

Около 17 часов 30 минут 20 августа 2009 года И. из корыстных побуждений, зная о получении С. денежного перевода, завел последнего в душевую казармы зенитно-ракетного дивизиона, где в грубой форме и угрожающим тоном потребовал от того передать ему все имеющиеся денежные средства. С., опасаясь применения насилия, передал И. 750 рублей, пояснив при этом последнему, что больше у него денег нет. Похищенными деньгами И. распорядился по своему усмотрению.

Он же, на следующий день около 15 часов 30 минут прибыл в комнату дежурного по КПП N 3 войсковой части 00000, где С. нес службу в суточном наряде, и с целью незаконного обогащения потребовал у последнего передать ему до 19 часов того же дня деньги в сумме 300 рублей. В подтверждение требования о передаче имущества, И. нанес кулаками несколько ударов С. в грудь, то есть побои.

Этими же действиями по применению физического насилия 21 августа 2009 года И., с целью заставить беспрекословно выполнять С. свои незаконные требования по передаче ему денежных средств, нарушил требования ст. ст. 9, 16, 19, 67, 161 Устава внутренней службы и ст. ст. 1, 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, унизил честь и достоинство С., нанес побои, причинив последнему физическую боль и нравственные страдания.

В судебном заседании И. вину признал частично, пояснив, что около 17 часов 30 минут 20 августа 2009 года в душевой казармы действительно потребовал у С. передать ему все полученные на
почте деньги, но не в грубой форме и не в угрожающем тоне. Переданные ему при этом С. деньги в сумме 750 рублей он через некоторое время передал своим сослуживцам.

Затем узнав от сослуживцев, что С. его обманул и отдал не все полученные деньги, он на следующий день на КПП N 3 части показал последнему свое старое извещение о денежном переводе на две тысячи рублей, высказал С. свои претензии и попросил того до конца наряда передать ему 500 рублей, но затем уменьшил эту сумму до 300 рублей. При этом он нанес С. один удар рукой в грудь. Очевидцами этого были младшие сержанты П. и Т. При чем, последний говорил С., что если тот вовремя не передаст указанную сумму, то она будет увеличиваться.

Исследовав материалы данного уголовного дела, суд находит вину подсудимого установленной следующими доказательствами.

Так, потерпевший С. показал, что после обеда 20 августа 2009 года получил на почте денежный перевод от своей родственницы в сумме две тысячи рублей. Двести пятьдесят рублей он сразу же потратил в магазине. По прибытию в казарму подразделения И. завел его в душевую, где в грубой форме и угрожающим тоном потребовал передать все полученные деньги. Он сообщил И. о получении перевода в сумме одной тысячи рублей и передал тому, якобы все оставшиеся у него деньги в размере 750 рублей. Одну тысячу рублей он от И. скрыл. Передавал он И. деньги не добровольно, а опасаясь применения со стороны последнего либо военнослужащих, призванных с Кавказа, с которыми И. поддерживал дружеские отношения, физического насилия. При этом, он не раз был свидетелем применения насилия
военнослужащих, призванных с Кавказа, в отношении его сослуживцев. В тот же день он рассказал о случившемся младшему сержанту П.

На следующий день он находился в суточном наряде по КПП N 3 части, когда туда около 15 часов 30 минут прибыл И. с младшим сержантом Т.И. показал ему почтовое извещение на денежный перевод в сумме две тысячи рублей и стал предъявлять претензии по поводу того, что вчера он отдал ему не все полученные деньги. Затем И. потребовал до 19 часов того же дня передать ему пятьсот рублей, но затем снизил эту сумму до трехсот. Предъявляя требования о передаче денег, И. нанес сначала один, а затем два удара кулаком в грудь. От полученных ударов он испытал сильную боль и унижение. При этом, в помещении дежурного по КПП, где это происходило, находились младшие сержанты П. и Т. Последний сказал, что если он вовремя не передаст указанную сумму, то его “поставят на кассу“ и будут оскорблять и унижать.

Свидетель П. показал, что после обеда 20 августа 2009 года он водил С. на почту, где тот получил денежный перевод в сумме две тысячи рублей. В тот же день перед разводом С. ему рассказал, что И. отобрал у того 700 или 750 рублей. Около 15 часов 30 минут 21 августа того же года в комнату дежурного по КПП N 3 части, где они с С. несли службу, пришли И. и младший сержант Т.И. стал предъявлять С. претензии, что тот его накануне обманул и передал не все полученные деньги, а затем потребовал у последнего до конца наряда передать ему
пятьсот рублей, в последующем снизив эту сумму до трехсот. При этом он видел, как И. в подкрепление своих требований о передаче денег нанес С. два удара кулаками в область груди.

В ходе проверки показаний на месте С. и П. указали точное место в комнате дежурного по КПП N 3 войсковой части 00000, где 21 августа 2009 года И. предъявил С. требование о передаче денежных средств, применив при этом физическое насилие. Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими протоколами.

Свидетель Т. пояснил, что после обеда 21 августа 2009 года он вместе с И. пришел на КПП части, где последний показал С. почтовую квитанцию на получение двух тысяч рублей и начал предъявлять претензии по поводу передачи тем накануне не всех денег. Затем И. рукой ударил С. в грудь и потребовал передачи денег, после чего он вышел из комнаты дежурного по КПП, и что там происходило дальше между И. и С. он не видел.

В суде свидетель М. пояснил, что 22 августа 2009 года на 520 военную базу, где он проходит военную службу были прикомандированы С. и П.С. рассказал ему, что в части у него отобрали денежный перевод военнослужащие, призванные с Кавказа, среди которых был один русский, который применил к нему физическое насилие, нанеся несколько ударов кулаками. При этом С. сначала отдал часть денег, сказав, что это все, но затем с того стали требовать оставшуюся сумму. При этом П. подтвердил слова С.

Аналогичные показания в суде дал свидетель Т.

Из показаний свидетеля Р. усматривается, что он, С. и П. 21 августа 2009 года несли службу на КПП N 3, когда туда
около 15 часов 30 минут пришли И. и Т. При этом он стоял у шлагбаума, а С. и П. находились в комнате дежурного по КПП, куда и проследовали прибывшие. Что там происходило, он не знает, но когда И. и Т. ушли, то С. обратился к нему и сказал, что ему срочно требуется 300 рублей.

Согласно сообщению руководителя отдела Новосибирского почтамта С. 20 августа 2009 года получил денежный перевод в размере двух тысяч рублей.

В соответствии с приказом командира войсковой части 00000 от 26 мая 2009 года N 106 рядовые И. и С. зачислены в списки личного состава части.

Оценивая показания подсудимого, что он 20 и 21 августа 2009 года просил, а не требовал у С. передачи денежных средств, а также о нанесении последнему одного удара рукой на КПП, суд исходит из следующего.

Данные утверждения подсудимого опровергаются последовательными и согласующимися между собой показаниями потерпевшего С., свидетелей П., М. и Т., которые указывают именно о требовании подсудимым денежных средств у С. и о нанесении последнему нескольких ударов кулаками.

Что касается различия в их показаниях в количестве нанесенных И. ударов потерпевшему, то все они говорят не об одном, а о нескольких ударов. При этом потерпевший называет - три, а свидетель П. - два удара. Однако П. в суде показал, что постоянно в сторону потерпевшего и подсудимого в тот момент не смотрел, а поэтому их показания в этой части не противоречат, а дополняют друг друга. Причин для оговора ими подсудимого в суде не установлено.

Таким образом, сомневаться в правдивости показаний потерпевшего С., свидетелей П., М. и Т. у суда оснований
не имеется, а поэтому именно эти показания суд кладет в основу приговора.

Не опровергает этот вывод и показания о нанесения И. одного удара С. на КПП, данные свидетелем Т., который пояснил, что вышел раньше из комнаты дежурного по КПП, и что там происходило дальше, между И. и С. он не видел.

Показания же подсудимого, которые он неоднократно менял в ходе предварительного следствия и суда, объясняя это боязнью уголовной ответственности, не нашли своего подтверждения в ходе судебного следствия, а поэтому суд находит их направленными на избежание ответственности за содеянное и также отвергает.

Оценивая действия подсудимого 20 августа 2009 года, суд находит, что материалами дела подтверждается его открытое намерение завладеть чужим имуществом, игнорируя волю потерпевшего и демонстрируя своим поведением готовность преодолеть возможное сопротивление последнего, который осознавал и воспринимал это реально, в связи с чем, и передал деньги.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным, что И. 20 августа 2009 года, совершил открытое хищение чужого имущества - денег в сумме 750 рублей, принадлежащих С., а поэтому эти действия подсудимого квалифицирует по ч. 1 ст. 161 УК РФ.

Давая юридическую оценку действиям подсудимого 21 августа 2009 года, связанным с требованием у потерпевшего денег, военный суд считает доказанным, что И. потребовал у С., с применением насилия, передать ему в будущем денежные средства в сумме трехсот рублей, то есть чужое имущество, а поэтому расценивает содеянное им, как вымогательство и квалифицирует по п. “в“ ч. 2 ст. 163 УК РФ.

Также суд считает доказанным, что своими действиями 21 августа 2009 года И. совершил и нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними
отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства рядового С. и сопряженное с насилием, а поэтому содеянное им квалифицирует по ч. 1 ст. 335 УК РФ.

Потерпевшим С. к подсудимому И. заявлен гражданский иск о возмещении морального вреда на сумму десять тысяч рублей.

Подсудимый И. гражданский иск С. признал полностью.

Доказательства вины И. подтверждают и обоснованность исковых требований потерпевшего С. С учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, степени вины подсудимого, характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с нанесением побоев, а также требований разумности и справедливости, и признания подсудимым иска, суд, на основании ст. ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ, полагает необходимым удовлетворить исковые требования.

При назначении И. наказания суд признает в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, наличие у него малолетнего ребенка.

Кроме того, суд учитывает, что подсудимый ранее ни в чем предосудительном замечен не был, до армии характеризуется положительно, а на военной службе удовлетворительно.

С учетом этих обстоятельствах и, исходя из имущественного положения подсудимого, не имеющего самостоятельного дохода, суд считает возможным не назначать ему дополнительное наказание в виде штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 163 УК РФ.

Вместе с тем, с учетом количества и характера, совершенных подсудимым преступлений в условиях военной службы, в том числе и при исполнении потерпевшим специальных обязанностей по несению службы в суточном наряде, что существенно повышает их общественную опасность, суд не находит возможным назначить И. более мягкое наказание, предусмотренное частью 1 статьи 161 и частью 1 статьи 335 УК РФ, чем лишение свободы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, военный суд,

приговорил:

И. признать виновным в совершении
преступления, предусмотренного пунктом “в“ части 2 статьи 163 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на три года, без штрафа.

Его же признать виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 161 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на один год.

Кроме того, признать И. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 335 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на девять месяцев.

По совокупности совершенных преступлений в силу части 3 статьи 69 УК РФ окончательное наказание И. определить путем частичного сложения назначенных наказаний и лишить его свободы сроком на три года и шесть месяцев в исправительной колонии общего режима, без штрафа.

Срок отбывания наказания И. исчислять с 06 ноября 2009 года.

Меру пресечения в отношении И. - наблюдение командования войсковой части 00000 - изменить на заключение под стражу. Взять его под стражу в зале суда и до вступления приговора в законную силу содержать в ФБУ ИЗ-54/1 ГУФСИН России по Новосибирской области.

Иск С. о возмещении морального вреда удовлетворить полностью. Взыскать с И. в пользу С. десять тысяч рублей.

Процессуальные издержки в сумме 1074 (одна тысяча семьдесят четыре) рубля 15 копеек, связанные с участием защитника - адвоката Ю. в уголовном судопроизводстве по назначению, взыскать с осужденного И. в федеральный бюджет.

Приговор может быть обжалован в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

Осужденный вправе
ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в тот же срок при подаче кассационной жалобы, либо путем подачи отдельного ходатайства, а также в возражениях на принесенные по делу кассационные жалобы (представления) другими участниками процесса, в течение десяти суток со дня вручения их копий.

Судья Новосибирского гарнизонного

военного суда подполковник юстиции

В.В.ИВАНОВ

Секретарь судебного заседания

И.В.ГУСЕВА