Решения и определения судов

Решение Калининградского областного суда от 19.10.2009 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений статьи 2 и пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 17.06.2009 N 351 “О ветеранах труда“.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2009 года

Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.

при секретаре - Минченко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.А.Д. об оспаривании отдельных положений статьи 2 и пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 17 июня 2009 года N 351 “О ветеранах труда“,

установил:

Законом Калининградской области от 17 июня 2009 года N 351 “О ветеранах труда“, официально опубликованным 19 июня 2009 года и вступившим в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, определены порядок и условия присвоения звания “Ветеран труда“ и установлены меры социальной поддержки ветеранов
труда и лиц, к ним приравненных.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов “пунктов 1 и 1 статьи 4“ имеется в виду “пунктов 1 и 2 статьи 4“.

А.А.Д., 1953 года рождения, обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению статьи 2 и пунктов 1 и 1 статьи 4 названного Закона Калининградской области, ссылаясь на то, что он как ветеран военной службы приравнен по своему статусу к ветеранам труда, однако лишен права на получение соответствующих мер социальной поддержки, поскольку статьей 2 и пунктами 1 и 2 статьи 4 вышеназванного Закона области предусмотрено присвоение звания “Ветеран труда“ и предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и лицам, к ним приравненным, только после достижения ими возраста, установленного в статье 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“. В то же время, в этой части статьи 2 и пункты 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области, по мнению заявителя, противоречат подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, ст.ст. 13, 22 Федерального закона “О ветеранах“ и ограничивают право на получение мер социальной поддержки для ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, не достигших возраста, необходимого для установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Из содержания заявления следует, что по существу А.А.Д. поставил вопрос о признании недействующими и не подлежащими применению:

- статьи
2 “Условия присвоения звания “Ветеран труда“ в части слов “после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“;

- пункта 1 статьи 4 “Меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, к ним приравненных“ в части слов “после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“;

- пункта 2 статьи 4, согласно которому лицам, приравненным к ветеранам труда, меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются после достижения ими возраста, указанного в статье 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

А.А.Д. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, Правительство области извещено надлежащим временем о времени и месте рассмотрения дела, в суд представлен письменный отзыв Правительства области о необоснованности заявленных требований.

Представитель Калининградской областной Думы Петрак А.В. полагала заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав пояснения представителя Калининградской областной Думы, суд приходит к следующему.

На основании пункта “ж“ части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к Закону Калининградской области от 17 июня 2009 года N 351 “О ветеранах труда“, он принят во исполнение Федерального закона “О ветеранах“, устанавливающего правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Статьей 2 названного
Закона области установлены условия присвоения звания “Ветеран труда“, в том числе возможность присвоения такого звания гражданам РФ после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“; статьей 4 определены меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, при этом пунктом 1 статьи 4 предусмотрено право на получение соответствующих мер социальной поддержки лицами, признанными в установленном законодательством порядке ветеранами труда, после установления (назначения) пенсии в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ независимо от продолжения трудовой деятельности, а пунктом 2 статьи 4 - право на получение мер социальной поддержки лицами, приравненными к ветеранам труда, после достижения ими возраста, указанного в статье 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Из материалов дела следует, что А.А.Д., 1953 года рождения, в августе 2004 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих, в 1999 году ему присвоено почетное звания “Заслуженный военный летчик Российской Федерации“ и выдано удостоверение ветерана военной службы.

Таким образом, как справедливо указывает А.А.Д., он, являясь ветераном военной службы, приравнен по своему статусу к ветеранам труда.

Правоотношения в связи с предоставлением мер социальной поддержки лицам, приравненным к ветеранам труда, урегулированы пунктом 2 статьи 4 Закона области N 351, в соответствии с которым право на получение мер социальной поддержки лицами, приравненными к ветеранам труда, возникает после достижения ими возраста, указанного в статье 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Согласно ст. 22 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа
2004 года) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Передавая полномочия по осуществлению социальной поддержки ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года предусмотрел дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранение сложившегося уровня социальной защиты. Так, в соответствии с его преамбулой и статьей 153 при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Действовавшим до 1 января 2005 года законодательством было установлено, что ветераны военной службы, ветераны государственной службы приобретают право на льготы, установленные для ветеранов труда, по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ (ст. 23 Федерального закона “О ветеранах“ в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года N 124-ФЗ).

Таким образом, оспариваемые заявителем положения пункта 2 статьи 4 Закона области N 351 от 17 июня 2009 года о предоставлении мер социальной поддержки лицам, приравненным к ветеранам труда,
после достижения ими возраста, указанного в статье 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, не противоречат приведенным действующим нормам федерального законодательства и свидетельствуют о сохранении установленного в период времени до 1 января 2005 года такого условия предоставления мер социальной поддержки ветеранов военной службы как достижение ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Ссылки заявителя на статью 13 Федерального закона “О ветеранах“ суд находит необоснованными, поскольку статья 13 названного Федерального закона по существу содержит перечень мер, входящих в систему социальной поддержки ветеранов, и не устанавливает условий их предоставления лицам, приравненным к ветеранам труда.

Поскольку пункт 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 17 июня 2009 года N 351 не противоречит нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований к удовлетворению требования заявителя об оспаривании данной нормы областного закона (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).

Кроме того, А.А.Д. поставил вопрос о незаконности такого условия присвоения звания “Ветеран труда“ и предоставления мер социальной поддержки лицам, признанным ветеранами труда, как назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Вместе с тем, по смыслу ч. 1 ст. 251, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части по требованию гражданина при одновременном наличии двух условий: несоответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод гражданина.

В то же время, статья 2 и пункт
1 статьи 4 Закона области N 351 не содержат условий предоставления мер социальной поддержки ветеранам военной службы, имеющим соответствующий статус, а правоотношения по поводу предоставления мер социальной поддержки лицам, приравненным к ветеранам труда, урегулированы пунктом 2 статьи 4 Закона области.

А.А.Д. относит себя к категории граждан, приравненных по своему статусу к ветеранам труда, не ссылается на какие-либо факты его обращения в уполномоченные органы по вопросу присвоения звания “Ветеран труда“ и отказа в присвоении такого звания.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в настоящее время законные права и интересы заявителя не нарушены оспариваемыми положениями статьи 2 и пункта 1 статьи 4 Закона области N 351, вследствие чего суд считает, что требования А.А.Д. в этой части также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления А.А.Д. об оспаривании отдельных положений статьи 2 и пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 17 июня 2009 года N 351 “О ветеранах труда“ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение 10 суток.

Мотивированное решение составлено 20 октября 2009 года.