Решения и определения судов

Решение Омского областного суда от 13.10.2009 N 77-967(789)(2009г.) Нарушение требований ст. 14 ФЗ “Об отходах производства и потребления“, выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности предприятия с образованием отходов производства и потребления без разработки паспортов образующихся отходов, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 13 октября 2009 г. N 77-967(789)(2009г.)

г. Омск

Судья Омского областного суда Иволгина Н.В.,

при секретаре Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ф., работающего директором ООО “Фирма “Верх-т“, на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 9 сентября 2009 года, которым постановлено:

“Постановление N 37, вынесенное 12 августа 2009 года главным специалистом управления государственного контроля, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области П., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО “Фирма “Верх-т“ Ф. оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения“.

Заслушав доклад по материалам дела, пояснения защитника Ф. - Б., представителя
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области П., исследовав материалы дела,

установил:

Постановлением главного специалиста управления государственного контроля, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области N 37 от 12 августа 2009 года Ф. - директор ООО “Фирма “Верх-т“ признан виновным в следующем: в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО “Фирма “Верх-т“, проведенной Омской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения: ч. ч. 2 и 3 ст. 14 ФЗ “Об отходах производства и потребления“, выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности предприятия с образованием отходов производства и потребления без разработки паспортов образующихся отходов.

Директором Ф. не приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, то есть он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за что подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 100 рублей.

Ф. обжаловал постановление по делу об административном правонарушении в Куйбышевский районный суд г. Омска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Просил производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе, поданной в областной суд, Ф. просит отменить решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска и постановление от 12.08.2009 года, ссылаясь на то, что спорное постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом.

Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Ф. - Б., представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области П., изучив материалы дела, полагаю, что оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном
выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Указанные требования закона судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из п. 1 ст. 22 Закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 14 ФЗ “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации,
а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно ст. 1 вышеуказанного федерального закона под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Основанием для привлечения Ф. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ явилось то, что в ходе проверки, проведенной 4 августа 2009 года Омской межрайонной природоохранной прокуратурой ООО “Фирма “Верх-т“, директором которого он является, было установлено, что ООО осуществляет свою деятельность по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей и других транспортных средств по адресу: <...>. На предприятии образуются отходы I - IV класса опасности: смет уличный и производственный, твердые бытовые отходы, отработанные трансмиссионные и моторные масла, ветошь промасленная, фильтры масляные отработанные, лом черного металла. Вывоз отходов осуществляется ООО “Ч.“ по договору N 42 от 01.01.2009 года. Директором ООО “Фирма “Верх-т“ Ф. не приняты меры по разработке паспортов образующихся отходов.

Вина Ф. в вышеназванном правонарушении подтверждается: постановлением Омского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.08.2009 г., договором N 42 от 01.01.2009 года, заключенным между ООО “Ч.“ и ООО “Фирма “Верх-т“; договором на выполнение научно-технической продукции от 18.08.2009 года, заключенным между ООО “Фирма “Верх-т“ и ОАО “О.“ на разработку проекта расчетной санитарно-защитной зоны, инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и тома предельно-допустимых выбросов.

Судьей районного суда дана надлежащая оценка всем доказательствам по делу, и он обоснованно пришел к выводу о том, что Общество фактически осуществляет деятельность по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей и других транспортных средств, связанную с обращением с отходами.

Отсутствие паспортов образующихся отходов директором ООО “Фирма “Верх-т“
Ф. не опровергается.

Следовательно, квалификация действий Ф. по ст. 8.2 КоАП РФ является правильной.

Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.

Наказание Ф. назначено в пределах санкции статьи, с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, является почти минимальным и справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Довод жалобы Ф. о том, что постановление о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении от 12.08.2009 года вынесено неуполномоченным лицом, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 8.2 настоящего Кодекса.

Часть 2 вышеназванной статьи содержит перечень должностных лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль.

В данный перечень включены главные государственные инспекторы субъектов РФ по охране природы, их заместители, а также старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы.

Данной нормой права определено, что государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Пунктом 2 раздела 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области (в ред. Указа Губернатора Омской области от 16.06.2009 N 57) предусмотрено, что Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления в Омской области (пп. пп.
8, 9, 10) и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Омской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, состоящий в том числе, и из государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) - п.п. 92 п. 10 раздела 3 Положения.

Для осуществления своих функций Министерство вправе привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с федеральным и областным законодательством (пп. 13 п. 11 раздела 4 Положения).

П., вынесший 12.08.2009 года постановление о привлечении Ф. к административной ответственности, являлся и является государственным инспектором в области охраны окружающей среды в данном субъекте Российской Федерации (Омской области). Данный факт никем не отрицается.

Факт реорганизации Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области и передачи 16.06.2009 года функций по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области не изменил должностных обязанностей П. Он как являлся государственным инспектором в области охраны окружающей среды в Омской области, так им и остался.

С учетом изложенного, обоснованным является вывод судьи районного суда о том, что Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Омской области - П. правомочен был рассматривать данное дело об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы Ф.

Вместе с тем, в мотивировочной и резолютивной частях решения судьей районного суда допущены описки в названии ООО, вместо ООО “Фирма “Верх-т“ ошибочно указано ООО “Фирма “Вер-т“. Данные
описки подлежат исправлению. Исправление указанных описок не отменяет и не изменяет принятое по делу решение и закону не противоречит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 9 сентября 2009 года оставить без изменения, а жалобу Ф. - без удовлетворения.

Исправить описки, допущенные судьей Куйбышевского районного суда г. Омска, и читать в тексте решения название ООО как ООО “Фирма “Верх-т“ вместо ООО “Фирма “Вер-т“.

Судья Омского

областного суда

Н.В.Иволгина