Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2009 по делу N А05-6782/2009 Возмещение судебных расходов осуществляется за счет средств ИФНС, если процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение налоговых органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2009 г. по делу N А05-6782/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Кудина А.Г. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года по делу N А05-6782/2009 (судья Максимова С.А.),

установил:

открытое акционерное общество “Архбум“ (далее - общество, ОАО “Архбум“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее
- МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области (далее - МИФНС N 5) о признании частично недействительными решения от 31.12.2008 N 10-19/09652, требований от 12.03.2009 N 228, от 19.03.2009 N 1662.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года по делу N А05-6782/2009 требования общества удовлетворены, признаны недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 31 декабря 2008 года N 10-19/09652 по пункту 1.4. (3) - в части вывода о неправомерном включении открытым акционерным обществом “Архбум“ в состав внереализационных расходов за 2006 год дебиторской задолженности в размере 5 604 394 руб.; по пункту 1 - в части привлечения открытого акционерного общества “Архбум“ к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль за 2006 год в размере 246 221 руб., в том числе зачисляемый: в федеральный бюджет - 66 881 руб. (пункт 1 решения, стр. 63), в бюджет Архангельской области - 92 574 руб. (пункт 1 решения, стр. 63), в бюджет Московской области - 86 766 руб. (пункт 1 решения, стр. 63); по пункту 2 - в части возложения на ОАО “Архбум“ обязанности по уплате в бюджет пени за несвоевременную уплату налога на прибыль за 2006 год в размере 250 641 руб., в том числе зачисляемый: в федеральный бюджет - 71 131 руб. (пункт 2 решения, стр. 63), в бюджет Архангельской области - 100
359 руб. (пункт 2 решения, стр. 63), в бюджет Московской области - 79 151 руб. (пункт 2 решения, стр. 63); по пункту 3 - в части возложения на ОАО “Архбум“ обязанности по уплате в бюджет налога на прибыль за 2006 год в размере 1 345 055 руб., в том числе зачисляемый: в федеральный бюджет - 364 286 руб. (пункт 3.1 решения, стр. 64), в бюджет Архангельской области - 499 212 руб. (пункт 3.1 решения, стр. 64), в бюджет Московской области - 478 910 руб. (пункт 3.1 решения, стр. 64), в бюджет Санкт-Петербурга - 2648 руб. (пункт 3.1 решения, стр. 64); требование МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам об уплате налога от 12.03.2009 N 228 в части: налоговых санкций, подлежащих уплате в федеральный бюджет, в размере 66 881 руб., в бюджет Архангельской области - 92 574 руб.; пеней, подлежащих уплате по налогу на прибыль: в федеральный бюджет в размере 71 131 руб., в бюджет Архангельской области - 100 359 руб.; недоимки, подлежащей уплате: в федеральный бюджет в размере 364 286 руб., в бюджет Архангельской области - 499 212 руб.; требование МИФНС N 5 об уплате налога от 19.03.2009 N 1662 в части: налоговых санкций, подлежащих уплате в бюджет Московской области в размере 86 766 руб.; пеней, подлежащих уплате в бюджет Московской области, в размере 79 151 руб.; недоимки, подлежащей уплате в бюджет Московской области - 478 910 руб. МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам и МИФНС N 5 обязаны устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО “Архбум“ в сфере экономической деятельности. С МИФНС по
крупнейшим налогоплательщикам в пользу ОАО “Архбум“ взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С МИФНС N 5 в пользу общества взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

МИФНС N 5 с решением суда первой инстанции не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. В остальной части решение суда первой инстанции МИФНС N 5 не обжалуется.

МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам в отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 5 согласилась с доводами последней. Полагает, что в оспариваемой части решение суда основано на неправильном применении норм материального права. Просит удовлетворить апелляционную жалобу МИФНС N 5 и отменить решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.07.2009 в части взыскания государственной пошлины в пользу ОАО “Архбум“ и вынести новый судебный акт по делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения в обжалуемой части, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам проведена выездная налоговая проверка общества по
вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, результаты которой оформлены актом выездной налоговой проверки от 09.12.2008 N 10-19/01343ДСП. На основании данного акта с учетом рассмотренных разногласий заявителя принято решение от 31.12.2008 N 10-19/09652 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

ОАО “Архбум“ обратилось в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с апелляционной жалобой от 26.01.2009 N 50/11-23.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вынес решение от 11.03.2009 N 07-10/1/03501 об оставлении решения от 31.12.2008 N 10-19/09652 без изменения, а жалобу - без удовлетворения и утвердил обжалуемое решение.

На основании вступившего в силу решения от 31.12.2008 N 10-19/09652 МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам обществу направлено требование об уплате налога от 12.03.2009 N 228, а МИФНС N 5 - требование об уплате налога от 19.03.2009 N 1662.

Не согласившись с вынесенными ненормативными правовыми актами, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании их частично недействительными.

Судом первой инстанции удовлетворены заявленные требования общества. В связи с этим судом в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределены расходы общества по уплате государственной пошлины между ответчиками и взысканы в пользу данного общества соответственно с МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам в сумме 4000 руб., с МИФНС N 5 - 2000 руб.

Доводы МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам и МИФНС N 5 о незаконности взыскания с последней расходов общества по уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции апелляционная коллегия считает ошибочными по следующим основаниям.

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты
государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 25.12.2008 N 281-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 281-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 НК РФ, который дополнен подпунктом 1.1. В силу указанной нормы от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Действие статьи 14 Закона N 281-ФЗ начинается с 30.01.2009.

Следовательно, МИФНС N 5 как орган государственной власти освобождена от уплаты госпошлины в силу прямого указания на это в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежал применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ.

Статья 101 названного Кодекса устанавливает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным
судом.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статьей 333.21 НК РФ определено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2000 рублей.

В пункте 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединены несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ оплате государственной пошлиной подлежит каждое самостоятельное требование.

Как видно из материалов дела, общество, уплатив при подаче заявления в суд первой инстанции государственную пошлину в сумме 6000 руб., что подтверждается платежным поручением от 25.03.2009 N 4423, обратилось в арбитражный суд с тремя требованиями: о признании частично недействительными решения от 31.12.2008 N 10-19/09652, требований от 12.03.2009 N 228, от 19.03.2009 N 1662, в том числе последнее требование заявлено к МИФНС N 5.

Процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение налоговых органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт. Согласно общему порядку распределения судебных расходов, предусмотренному главой 9 АПК РФ, уплаченная заявителем государственная пошлина как понесенные судебные расходы взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу. Таким образом, возмещение судебных расходов, понесенных налогоплательщиком по настоящему делу,
должно осуществляться за счет средств инспекции путем взыскания соответствующей суммы с ее лицевого счета. На предусмотренный нормами какого-либо другого законодательного акта иной порядок возмещения таких судебных расходов налоговый орган не ссылается.

При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда в обжалуемой части.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 июля 2009 года по делу N А05-6782/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.С.ЧЕЛЬЦОВА

Судьи

А.Г.КУДИН

Н.Н.ОСОКИНА