Решения и определения судов

Определение Свердловского областного суда от 09.07.2009 по делу N 33-6708/2009 Судебная коллегия по гражданским делам пришла к выводу о том, что отказ РЭО ГИБДД ОВД по городскому округу в совершении регистрационных действий с автомобилем, принадлежащим истцу на праве собственности, в связи с необходимостью прохождения сертификации после внесения конструктивных изменений является правомерным.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 июля 2009 г. по делу N 33-6708/2009

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Черепановой А.М.,

судей Мазановой Т.П.,

Куликовой М.А.

рассмотрела в судебном заседании 09 июля 2009 года гражданское дело

по заявлению В. об оспаривании действий исполняющего обязанности начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу Касимова Р.К.

по кассационной жалобе начальника ОВД по Артемовскому городскому округу Олькова А.Г. на решение Артемовского городского суда от 28 мая 2009 года.

Заслушав доклад судьи Куликовой М.А., объяснения представителя регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу - Ф., действующего на основании доверенности от 30 июня 2009 года, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения В., выразившей несогласие с кассационной жалобой, судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с указанным заявлением, пояснив, что приобрела в автомагазине, принадлежащем индивидуальному предпринимателю С., в г. Перми автомобиль марки TOYOTA MARK-2 (Тойота Марк-два), 1985 года выпуска. При обращении в регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу 07 мая 2009 года с целью зарегистрировать транспортное средство получила отказ со ссылкой на п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 “О порядке регистрации транспортных средств“, согласно
которому регистрация транспортного средства невозможна без представления документов, подтверждающих проведение сертификации составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортного средства. Заявитель полагает такой отказ незаконным, поскольку ее автомобиль уже после изменения конструкции неоднократно ставился и снимался с регистрационного учета в органах ГИБДД, автомобиль прошел технический осмотр до 2010 года. Считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о прохождении автомобилем сертификации, даже при отсутствии у нее на руках такого документа, возможно не переданного ей по вине продавца.

В судебном заседании заявитель требования поддержала.

Исполняющий обязанности начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу Касимов Р.К. в судебном заседании полагал заявленные В. требования необоснованными. Свои действия считает законными, поскольку В. при обращении с заявлением о постановке машины на учет не был представлен документ, подтверждающий прохождение автомобилем дополнительной сертификации, в связи с заменой номерных агрегатов. Данное обстоятельство является безусловным препятствием к регистрации автомобиля, так как невозможно установить соответствие транспортного средства требованиям безопасности.

Решением Артемовского городского суда заявление В. удовлетворено. Отказ исполняющего обязанности начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу Касимова Р.К. в совершении регистрационных действий с автомобилем марки TOYOTA MARK-2 (Тойота Марк-два), 1985 года выпуска, признан незаконным. На регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу возложена обязанность произвести регистрацию автомобиля марки TOYOTA MARK-2 (Тойота Марк-два), 1985 года выпуска, принадлежащего на праве собственности В.

Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, начальник ОВД по Артемовскому городскому округу Ольков А.Г. полагает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим
отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Как следует из материалов дела, собственником автомобиля марки TOYOTA MARK-2 (Тойота Марк-два), 1985 года выпуска, является В., которая приобрела его 28 марта 2009 года в автомагазине г. Перми, принадлежащем индивидуальному предпринимателю С.).

Автомобиль на регистрационном учете на момент покупки не состоял, что подтверждается паспортом транспортного средства, снят с учета 13 марта 2009 года.

Основанием для отказа в регистрации транспортного средства послужили выявленное при осмотре изменение номерных агрегатов и отсутствие в связи с таким изменением документа, подтверждающего сертификацию транспортного средства.

Делая вывод об обоснованности требований В., суд исходил из того, что при совершении регистрационных действий истребование у собственника транспортного средства документов, удостоверяющих соответствие его установленным требованиям безопасности дорожного движения (прохождение сертификации), возможно лишь в случае первичной постановки на учет автомобиля, ввезенного на территорию Российской Федерации сроком более чем на шесть месяцев, даже при условии внесения после регистрации изменений в конструкцию транспортного средства.

С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, он основан на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пп. 1, 3, 4 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Допуск транспортных
средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации.

Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 27 января 2003 года N 59 (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

В силу п. 17 Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия
транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Аналогичный порядок предусмотрен новыми Правилами, утвержденными Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001, действующими с 27 января 2009 года.

Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что при внесении в конструкцию транспортного средства изменений оно становится отличным от базового транспортного средства, а следовательно, должно пройти дополнительную сертификацию.

Из паспорта транспортного средства усматривается, что в 2007 году на автомобиль установлены новый двигатель и кузов. Мощность двигателя была увеличена до 160 лошадиных сил. Фактически в 2007 году был собран новый автомобиль, который в данной комплектации заводом-изготовителем не выпускался, и, соответственно, сертификацию не проходил.

Произведенные ранее регистрации автомашины сами по себе не дают правовых оснований на настоящий момент в сложившейся ситуации производить регистрацию транспортного средства. В. не было представлено первичное свидетельство о прохождении транспортным средством сертификации, кроме того, и в представленном суду паспорте транспортного средства вообще отсутствуют какие-либо сведения об “одобрении типа транспортного средства“, являющиеся подтверждением прохождения автомобилем сертификации, что ставит под сомнение и первичное прохождение автомобилем сертификации соответствия требованиям безопасности.

На основании пп. 1, 2, 11 и 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения“, который издан в целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные
функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

На Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

- к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей наделена правом не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

С учетом изложенных обстоятельств, приведенных и проанализированных судебной коллегией норм действующего законодательства следует, что отказ регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу в совершении регистрационных действий с автомобилем марки TOYOTA MARK-2 (Тойота Марк-два), 1985 года выпуска, принадлежащим В. на праве собственности, в связи с необходимостью прохождения сертификации после внесения конструктивных изменений
является правомерным.

Таким образом, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Принимая во внимание, что все юридически значимые обстоятельства для рассмотрения дела судом установлены, судебная коллегия полагает возможным без направления дела на новое рассмотрение принять новое решение об отказе в удовлетворении требований В.

Руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361, ст. 366 и ст. 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Артемовского городского суда от 28 мая 2009 года отменить.

Вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований В. об оспаривании действий исполняющего обязанности начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД ОВД по Артемовскому городскому округу Касимова Р.К.

Председательствующий

ЧЕРЕПАНОВА А.М.

Судьи

МАЗАНОВА Т.П.

КУЛИКОВА М.А.