Решения и определения судов

Определение Нижегородского областного суда от 07.07.2009 по делу N 33-4890 Дело по иску, предъявленному к территориальному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации, о восстановлении пропущенного срока на подачу правопреемником заявления о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, направлено на новое рассмотрение для выяснения причин пропуска истцом установленного законом процессуального срока, а также для выяснения вопросов о том, был ли истец извещен о возможности получения указанных выплат и если был, то каким образом осуществлялось его извещение.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июля 2009 г. N 33-4890

Судья Егоров А.В.

7 июля 2009 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н., Пряничниковой Е.В., при секретаре Ш.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Башаркиной Н.Н.

по жалобе Л.Г.А.

с участием Л.Г.А.

на решение Борского районного суда от 19 мая 2009 г.

по иску Л.Г.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Борскому району Нижегородской области о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления правопреемника о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего,

установила:

Л.Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению
Пенсионного фонда Российской Федерации по Борскому району Нижегородской области о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления правопреемника о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, ссылаясь на то, что 17.06.2007 года умер ее муж Л.К.А. За Л.К.А. в Пенсионный фонд уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Установленный 6-ти месячный срок на обращение с заявлением в Пенсионный фонд за выплатой средств пенсионных накоплений мужа ею был пропущен по тем основаниям, что она находилась и находится в стрессовой ситуации. Также она не знала о том, что такое заявление может быть подано. В Пенсионом фонде ей ничего об этом не говорили. Нотариус ей также не говорил о том, что нужно подать заявление в Пенсионный фонд. Просит восстановить ей пропущенный срок на подачу заявления в Пенсионный фонд для получения накопительной части трудовой пенсии умершего мужа.

Решением суда от 19 мая 2009 г. в удовлетворении иска Л.Г.А. отказано за необоснованностью.

В кассационной жалобе Л.Г.А. просит об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Л.Г.А., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

В соответствии со ст. 38 ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации“ N 111-ФЗ от 24.07.2002 года, за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц), в случаях, установленных Федеральным законом “О трудовых пенсиях в
Российской Федерации“.

2. Порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений устанавливается отдельным федеральным законом.

3. Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.

Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из дела видно, что Л.К.А., умерший 17.06.2007 года, состоял на учете в ГУ УПФР по Борскому району и имел средства в виде накопительной части трудовой пенсии.

Отказывая в иске Л.Г.А. в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления правопреемника о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, суд сослался на то, что в указанный срок истица не воспользовалась своим правом и не обратилась в ГУ УПФР по Борскому району с заявлением о выплате ей накопительной части трудовой пенсии Л.К.А. Уважительных причин пропуска 6-ти месячного срока для обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выплате накопительной части трудовой пенсии мужа истицей не представлено.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слова “должным“ пропущено слово “образом“.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, так как суд должным не выяснил причины пропуска установленного законом срока для обращения в Пенсионный фонд, а также не учел положения Постановления Правительства РФ от
3 ноября 2007 г. N 741 “Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета“, согласно которому территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.

Л.К.А. утверждает в кассационной жалобе и судебном заседании кассационной инстанции, что ее никто не извещал о возможности получения причитающихся выплат. У нее имеется несовершеннолетний ребенок, на которого она оформляла пенсию по случаю смерти кормильца и приносила ответчику свидетельство о смерти мужа.

Поэтому суду следовало проверить, представлялся ли в Фонд документ о смерти Л.К.А., на кого возложена такая обязанность, извещал ли Фонд истицу о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего Л.К.А. застрахованного лица и каким образом.

Выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения дела.

Кроме того, суду следует уточнить обращается ли истица только в своих интересах либо же она предъявляет требования и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, который как и она является правопреемником по закону умершего застрахованного лица.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене.

Судебная коллегия, отменяя решение суда, не сочла возможным исправить ошибки, допущенные судом первой инстанции, так как не все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом, поэтому считает необходимым дело направить на рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное и вынести решение в
соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Борского районного суда от 19 мая 2009 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.