Решения и определения судов

Решение Хабаровского краевого суда от 23.06.2009 по делу N 3-98/09 О признании недействующими в части пунктов 1.3, 1.6, 1.7, 1.11, 2.2, 3.5, признании недействующими пунктов 1.9 и 3.6 Мероприятий по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2009 году, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2009 N 104-пр.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2009 г. по делу N 3-98/09

23 июня 2009 года Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.

при секретаре Севастьяновой М.В.

с участием старшего помощника прокурора Хабаровского края, представителей Правительства Хабаровского края, по доверенности Т., Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующими пункта 1.3. (в части слов “главы муниципального образования края, отдел по делам гражданской обороны и противопожарной безопасности муниципального образования“), пунктов 1.6. и 1.7. (в части слов “главы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края, Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю“), пункта 1.9., пункта 1.11.
(в части слов “Управление Росприроднадзора по Хабаровскому краю“), пункта 2.2. (в части слов “управления (отдела) внутренних дел муниципальных районов края“), пункта 3.5. (в части слов “Главы муниципальных районов и сельских поселений края“), пункта 3.6. Мероприятий по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2009 году, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2009 N 104-пр “О мерах по подготовке и организации борьбы с лесными пожарами на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Хабаровского края, в 2009 году“,

установил:

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с названными требованиями, ссылаясь на то, что оспариваемые положения пунктов 1.3., 1.6., 1.7., 1.9., 1.11., 2.2., 3.5., 3.6. Мероприятий по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2009 году, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2009 N 104-пр “О мерах по подготовке и организации борьбы с лесными пожарами на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Хабаровского края, в 2009 году“ приняты с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, в противоречие ст. 1, 26.2 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, ст.ст. 14, 14.1, 15.1, 15, 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 19 Федерального закона “О пожарной безопасности“, постановлению Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, ст. 7, 10 Закона Российской Федерации “О милиции“, приказу МЧС РФ от 01.10.2004 N 458.

В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края настаивал на удовлетворении требований, заявленных прокурором края.

Представители Правительства Хабаровского края, действующие на основании доверенности Т.,
Ч. не соглашаясь с оценкой, данной прокурором края, оспариваемым пунктам нормативного правового акта Хабаровского края и считая, что указанные в заявлении нормы не противоречат законодательству РФ, приняты во исполнение актов федерального законодательства и в соответствии с полномочиями Правительства Хабаровского края, просили отказать прокурору края в удовлетворении заявления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд находит заявленные прокурором Хабаровского края требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие по охране лесов от пожаров, в том числе по тушению лесных пожаров.

Управление лесами Правительства Хабаровского края в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31.03.2008 N 169-р “О вопросах структуры и штатной численности исполнительных органов власти Хабаровского края“, положением об управлении лесами Правительства Хабаровского края (п. 1.1), утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Хабаровского края N 104-пр издано 31.03.2009, а не 31.01.2009.

Пунктом 1 постановления Правительства Хабаровского края N 104-пр от 31.01.2009 “О мерах по подготовке и организации борьбы с лесными пожарами на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Хабаровского края, в 2009 году“ управление лесами Правительства Хабаровского края определено уполномоченным органом Правительства края по обеспечению пожарной безопасности в лесах и тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации“ (п.п. “ж“, “з“ ч. 1 ст. 1) к принципам деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено самостоятельное осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежащих им полномочий и самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Вопросы обеспечения пожарной безопасности и тушения пожаров в лесах к вопросам местного значения городских округов, городских и сельских поселений федеральным законодателем не отнесены.

Согласно ч. 2 ст. 14.1, ч. 2 ст. 15.1. ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 14, п. 10. ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на органы муниципальных образований поселений и городских округов возложены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах соответствующих населенных пунктов. Данные полномочия конкретизированы ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“.

К вопросам местного значения муниципальных районов в силу положений п.п. 7, 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 7 статьи 26.3, а не статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

Частью 7 ст. 26.2 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации“ установлено, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законодательством передача полномочий в области борьбы с лесными пожарами на землях лесного фонда субъектом Российской Федерации муниципальным образованиям не предусмотрена.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2009 N 104-пр “О мерах по подготовке и организации борьбы с лесными пожарами на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Хабаровского края, в 2009 году“ утверждены Мероприятия по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2009 году (далее - Мероприятия).

Пунктом 1.3. Мероприятий установлено требование разработать и утвердить план привлечения сил и средств пожаротушения на землях лесного фонда на территории муниципального образования. При этом одним из исполнителей данного мероприятия названы главы муниципальных образований края, отделы по делам гражданской обороны и противопожарной безопасности муниципального образования.

Главам городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края установлено требование разработать дополнительные мероприятия по защите населенных пунктов и объектов экономики края от лесных пожаров (п. 1.6. Мероприятий), а также разработать и утвердить порядок организации охраны лесов от пожаров, расположенных на землях запаса муниципальных районов, городских округов и сельских поселений края (п. 1.9. Мероприятий).

Пунктом 1.7. Мероприятий главам городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края предписано в течение пожароопасного периода принять меры по обеспечению пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений и объектов экономики края.

Главам муниципальных районов, сельских поселений края
до начала пожароопасного сезона определено обеспечить проведение контролируемых выжиганий сухих горючих материалов по границам земельного и лесного фонда (п. 3.5. Мероприятий) и в течение пожароопасного сезона проложить минерализованные полосы вокруг населенных пунктов по границе с лесными участками и поддерживать их в свободном от горючих материалов состоянии (п. 3.6. Мероприятий).

Таким образом, данными пунктами Мероприятий главам муниципальных районов, городских округов, сельских поселений вменено исполнение мероприятий, связанных с обеспечением пожарной безопасности в лесах, что не соответствует принципу самостоятельности осуществления своих полномочий органами государственной власти и местного самоуправления и противоречит вышеупомянутым положениям федерального законодательства.

Положения п. 1.3 (в части слов “отдел по делам гражданской обороны и противопожарной безопасности муниципального образования“), п. 1.6 и п. 1.7 (в части слов “Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю“), п. 1.11 (в части слов “Управление Росприроднадзора по Хабаровскому краю“), пункт 2.2 (в части слов “управления (отдела) внутренних дел муниципальных районов края“) Мероприятий подлежат признанию недействующими по следующим основаниям.

Действующим федеральным законодательством субъектам Российской Федерации не предоставлены полномочия по изданию императивных предписаний органам государственной власти Российской Федерации.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2004 N 458 утверждена структура министерства, одним из территориальных органов которого является Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю.

Однако в нарушение требований законодательства пунктами 1.6 и 1.7 Мероприятий Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю определено разработать дополнительные мероприятия по защите населенных пунктов и объектов экономики края от лесных пожаров.

Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ милиция в своей деятельности подчиняется министерству внутренних дел
Российской Федерации. Обязанности милиции, установлены ст. 10 данного Закона, к которым контроль за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах не отнесен.

В нарушение вышеназванных требований федерального законодательства пунктом 2.2. Мероприятий установлено требование, в том числе к органу внутренних дел, на период пожароопасного сезона в каждом лесничестве и их филиалах совместно с унитарными предприятиями и их филиалами организовать не менее одной постоянно действующей совместной мобильной группы по контролю за соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах.

Пунктом 1.11. Мероприятий управлению Росприроднадзора по Хабаровскому краю предписано разработать и представить в управление лесами планы мероприятий по охране от лесных пожаров особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных на территории края.

Между тем, согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. N 404 “О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации“ из компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования изъяты полномочия по государственному управлению в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р особо охраняемые природные территории федерального значения переданы в ведение Минприроды России.

Доводы представителей заинтересованного лица о том, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления указаны в Мероприятиях как лица, привлекаемые к исполнению, оспариваемые положения Мероприятий не носят императивный характер, не являются основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора края.

Пунктом 2.7 Положения об организации контроля за исполнением документов в аппарате Губернатора и Правительства края, министерствах и
иных органах исполнительной власти края, утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.07.2003 г. N 210 предусмотрено, что в тех случаях, когда исполнение документа поручено нескольким исполнителям, указывается ответственный за исполнение, который организует исполнение документа в установленный срок и вносит предложение о списании его в “дело“. Если исполнитель не определен, то эти действия выполняет лицо, записанное первым в списке исполнителей.

Таким образом, лица, не являющиеся ответственными исполнителями, не освобождаются от исполнения возложенных на них нормативным правовым актом обязанностей. При этом согласно п. 1.9. и п. 3.6. Мероприятий ответственными исполнителями мероприятий по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2009 году определены главы городских округов и главы муниципальных районов.

Кроме того, оспариваемыми нормами Мероприятий территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления, как установлено судом при рассмотрении дела, предписано исполнение мероприятий, которые отнесены к компетенции субъекта Российской Федерации. Положения пунктов 8 и 17 постановления Правительства Хабаровского края от 31.03.2009 N 104-пр не указывают на рекомендательный характер оспариваемых норм Мероприятий. Предусмотренные данными пунктами постановления предложения органам местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений края и УВД края по проведению противопожарных и профилактических мероприятий, не содержат указания на мероприятия, предусмотренные к исполнению оспариваемыми нормами Мероприятий.

Ссылки представителя Правительства Хабаровского края на то, что действие пунктов 1.3., 1.6., 1.9., 1.11. Мероприятий прекращено и в данной части дело подлежит прекращению, несостоятельны, поскольку, несмотря на истечение срока исполнения конкретных пунктов Мероприятия по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2009 году, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2009 N 104-пр являются
действующим нормативным правовым актом, влекущим нарушение гражданских прав и свобод.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать недействующими со дня вступления в силу настоящего решения суда пункт 1.3 (в части слов “главы муниципального образования края, отдел по делам гражданской обороны и противопожарной безопасности муниципального образования“), пункты 1.6 и 1.7 (в части слов “главы городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений края, Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю“), пункт 1.9, пункт 1.11 (в части слов “Управление Росприроднадзора по Хабаровскому краю“), пункт 2.2 (в части слов “управления (отдела) внутренних дел муниципальных районов края“), пункт 3.5 (в части слов “Главы муниципальных районов и сельских поселений края“), пункт 3.6 Мероприятий по подготовке к тушению лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2009 году, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 31.03.2009 N 104-пр “О мерах по подготовке и организации борьбы с лесными пожарами на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенных на территории Хабаровского края, в 2009 году“.

Сообщение о данном решении опубликовать в Собрании законодательства Хабаровского края.

Взыскать с Правительства Хабаровского края в бюджет городского округа “Город Хабаровск“ государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

Н.Ю.БАРАБАШ