Решения и определения судов

Решение Ленинградского областного суда от 20.05.2009 по делу N 3-69/2009 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приложения 2 “Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 в части строки 11 раздела “Кингисеппский муниципальный район“.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2009 г. по делу N 3-69/2009

Ленинградский областной суд в составе:

Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

С участием прокурора Гавриловой Е.В.

При секретаре Борисовой Ю.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ЗАО “Новая жизнь“ о признании Постановления Правительства Ленинградской области N 355 от 29 декабря 2007 года “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ в части строки 11 раздела “Кингисеппский муниципальный район“ Приложения 2 “Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ не соответствующим вышестоящему нормативному правовому акту - Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения,
утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4.07.2005г. N 145 и не действующим в этой части,

установил:

ЗАО “Новая жизнь“ обратилось в Ленинградский областной суд с заявлением о признании Постановления Правительства Ленинградской области N 355 от 29.12.2007г. “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ в части строки 11 раздела “Кингисеппский муниципальный район“ Приложения 2 “Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ не соответствующим вышестоящему нормативному правовому акту - Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005г. N 145 и недействительным в этой части.

В заявлении, представленном в судебное заседание требование уточнено и ЗАО “Новая жизнь“ просит признать Постановление Правительства Ленинградской области N 355 от 29.12.2007г. “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ в части строки 11 раздела “Кингисеппский муниципальный район“ Приложения 2 “результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ не соответствующим вышестоящему нормативному правовому акту - Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005г. N 145 и недействующим в этой части.

В обоснование требований указано, что заявитель является пользователем земельного участка с кадастровым номером 47:20:00-00-000:0030, площадью 44882876 кв. м (целевое назначение - земли сельскохозяйственного назначения). Оспариваемой нормой утверждена кадастровая стоимость названного земельного участка в сумме 232493298 руб. (ранее кадастровая стоимость составляла 18244889 руб).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ издано 08.04.2000.

При проведении кадастровой оценки земельный участок, находящийся в пользовании у
заявителя, необоснованно отнесен к 1 группе земель без деления на соответствующие группы и соответственно без проведения расчета кадастровой стоимости по каждой группе земель, входящих в состав земельного участка, что предусмотрено пунктами 1.2 и 1.3 указанных Методических рекомендаций. При проведении кадастровой оценки не учтены положения статей 77 и 79 Земельного кодекса РФ и ответы территориального подразделения Роснедвижимости о составе угодий, входящих в состав данного земельного участка. Соответственно применение для расчета кадастровой стоимости всего указанного земельного участка порядка расчета, предусмотренного пунктом 2.2.7 Методических указаний, является неправильным. В нарушение пункта 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением правительства РФ N 316 от 8.04.200г., не проводилось зонирование территории для определения участков, близких по функциональному назначению. В результате также необоснованно не применены при расчете кадастровой стоимости пункты 2-8 приведенных Методических рекомендаций. Вследствие увеличения кадастровой стоимости земельного участка увеличился размер земельного налога, который должен уплачивать заявитель.

В судебном заседании представители ЗАО “Новая жизнь“ Харзеев А.С. и Лужин А.А. просят удовлетворить поданные заявления по изложенным в них основаниям. В письменном объяснении представитель ЗАО “Новая жизнь“ Харзеев А.С. ссылается на необоснованное неприменение порядка расчета, предусмотренного пунктом 2.1.15 Методических указаний (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. N 222) о расчете кадастровой стоимости единого землепользования как суммы кадастровых стоимостей, входящих в его состав обособленных (условных) земельных участков и на ответ из лесничества о том, что в состав участка входят лесные участки, которые не могут быть отнесены к категории сельскохозяйственных угодий.

Представитель ЗАО “Новая жизнь“ Лужин А.А. отмечает, что названный земельный участок состоит из обособленных земельных участков, различных по функциональному назначению
(пашня, леса, болота под постройками и др.), которые не могли быть отнесены к 1 группе согласно Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития N 145 от 4.07.2005г. Каких-либо ограничений по возможности разделения участка на группы для последующего расчета кадастровой стоимости названные Рекомендации не содержат. В законодательстве не имеется разъяснения понятия “для ведения сельскохозяйственного производства“. В результате увеличения кадастровой стоимости земельного участка значительно увеличен налог, нарушены права заявителя.

Представитель ЗАО “Новая жизнь“ Харзеев А.С. утверждает, что оспариваемая норма противоречит Приложению N 1 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 355 от 29.12.2007г. Переоформить права на участок, перевести земли в другую категорию или переоформить кадастровый план самостоятельно общество не может из-за значительной стоимости названных процедур.

В письменном возражении представитель Правительства Ленинградской области Н.Н.Яковлева просит отказать в удовлетворении требований, отмечает, что оспариваемое Постановление принято Правительством Ленинградской области в рамках полномочий, предоставленных законодательством и с соблюдением установленного порядка, в том числе с соблюдением требований пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и пункта 8 названных выше Методических рекомендаций. По мнению представителя, заявитель фактически оспаривает отнесение земельного участка, переданного в бессрочное пользование, к той или иной группе. Однако обжалуемым Постановлением утверждена кадастровая стоимость, а не отнесение земельных участков к определенным группам.

В судебном заседании Представитель Правительства Ленинградской области Н.Н.Яковлева просит отказать в удовлетворении заявления по изложенным основаниям. Отмечает, что сбор информации осуществляет оценщик, а Отчет оценщика проверяет Роснедвижимость. Отнесение земельного участка к соответствующей группе производится, исходя из функционального назначения участка. Учитывая положения статей 77, 78, 79 Земельного кодекса РФ земельный участок заявителя правильно отнесен к первой группе. Пункт 8 указанных
Методических рекомендаций определяет, что происходит оценка участка в целом, а не по частям.

Участвующий в деле прокурор Гаврилова Е.В. просит отказать в удовлетворении заявления ЗАО “Новая жизнь“, указывает, что кадастровая оценка участка проведена с соблюдением требований Методических рекомендаций (утвержденных приказом Минэкономразвития России N 145 от 1.07.2005г.) и Правил проведения кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 8.04.2000г). Доводы заявителей не могут быть признаны обоснованными, так как земельный участок, состоящий из обособленных участков, является единым землевладением, что отражено в кадастровом плане. Процедура принятия оспариваемого акта не нарушена.

Изучив материалы дела, заслушав представителей ЗАО “Новая жизнь“ Лужина А.А., Харзеева А.С., представителя Правительства Ленинградской области Яковлеву Н.Н., заключение участвующего в деле прокурора Гавриловой Е.В., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, заслушав заключение специалиста - представителя Управления Роснедвижимости по Ленинградской области А.Б.Балабан, обозрев дело по почвенному обследованию совхоза “Новая жизнь“ Кингисеппского района Ленинградской области, Отчет оценщика (тома 6, 9, 15, заключительный) суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: информация о вступлении в силу постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 содержится в пункте 4, а не в пункте 3 постановления.

29 декабря 2007 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 355 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель
сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“. Пунктом 1 Постановления утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области по состоянию на 1 января 2006 года согласно приложению 1. Пунктом 2 Постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области по состоянию на 1 января 2006 года согласно приложению 2. В пункте 3 Постановления отражено, что оно вступает в силу с 1 января 2008 года.

В преамбуле Постановления отмечено, что оно принято в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 25.08.1999г. N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“, от 8.04.2000г. N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ и на основании представления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 1.11.2007г. N 4277.

Постановление Правительства Ленинградской области N 355 от 29.12.2007г. имеет Приложения в виде таблиц:

Приложение N 1 - Удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области;

Приложение N 2 - Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области.

Приложение N 2 состоит из разделов, один из которых имеет наименование: Кингисеппский район. В строке 11 данного раздела указано:

кадастровый номер - 47:20:00-00-000:0030;

площадь земельного участка (кв. м) - 44882876;

значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (руб./кв. м) - 5,18;

кадастровая стоимость земельного участка (руб.) - 232493298.

Названное Постановление Правительства Ленинградской области опубликовано в официальном издании Ленинградской области - “Вестник Правительства Ленинградской области“ N 96 от 29.12.2007г. и является действующим.

Пунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, о которых возник спор, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001г. N 136-ФЗ (с последующими изменениями) и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункты 2, 4). Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе
капитализации расчетного рентного дохода (пункт 7). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2005 года N 145 утверждены Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, которыми предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве; в том числе к I группе относятся сельскохозяйственные угодья (пункт 1.2). Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения включает определение удельных показателей кадастровой стоимости каждой из шести групп земель и определение кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в целях реализации положений статьи 79 Земельного кодекса РФ (пункт 1.3).

Разделом 2 названных Методических рекомендаций предусмотрен порядок определения удельных показателей кадастровой стоимости земель, отнесенных к первой группе. Определение удельных показателей
кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий производится в границах административных районов и землевладений (землепользований). В случае наличия природно-экономической зональности территории субъекта РФ базовые оценочные показатели по продуктивности сельскохозяйственных угодий и затратам на их использование, рассчитанные в среднем по субъекту РФ (первый этап), дифференцируются по земельно-оценочным районам, (пункт 2.2).

Данным подразделом названных выше Методических рекомендаций предусмотрено, что определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) осуществляется на основе: данных почвенных обследований, материалов IV тура и внутрихозяйственной оценки земель (материалы бонитировки почв и характеристики технологических свойств земельных участков); показателей оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (по выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ (первый этап) и земельно-оценочных районов.

В последнем абзаце пункта 2.2 приведенных Методических рекомендаций отражено, что государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий проводится в границах землевладений (землепользований), по которым проводился IV тур оценки земель. Земельно-оценочная информация обобщается по административным районам, земельно-оценочным территориям и субъекту РФ.

Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) на срок капитализации, равный 33 годам. Определение кадастровой стоимости земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к группе, соответствующей функциональному назначению земельного участка, на площадь земельного участка (пункты 2.2.7 и 8 указанных Методических рекомендаций).

Приказом Минэкономразвития РФ N 215 от 28 июня 2007 года утвержден Административный
регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, установивший последовательность и сроки осуществления административных процедур, порядок взаимодействиями между органами при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Согласно части 3 статьи 3, статьи 39 Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом исполнительной власти Ленинградской области, входит в систему органов исполнительной власти Ленинградской области и принимает нормативные правовые акты в виде постановлений.

Судом установлено, что в результате реорганизации совхоза “Новая жизнь“ в 1992 году образовано АОЗТ “Новая жизнь“, являющееся правопреемником данного совхоза.

Постановлением мэра Кингисеппского района Ленинградской области N 314 от 23 марта 1993 года АОЗТ “Новая жизнь“ передано в собственность 2151 га, а для сохранения каркасных границ землепользования в бессрочное пользование - 4802 га, а часть земель в аренду.

На основании данного постановления 29 марта 1993 года АОЗТ “Новая жизнь“ выдано свидетельство о праве собственности на землю, в котором отмечено, что в собственности у АОЗТ “Новая жизнь“ находится 2151 га, а в бессрочном пользовании - 4802 га; целевое назначение земель - для ведения сельскохозяйственного производства.

В 2001 году АОЗТ “Новая жизнь“ преобразовано в ЗАО “Новая жизнь“, последнее являлось правопреемником АОЗТ “Новая жизнь“ на основании пункта 1.1 Устава ЗАО “Новая жизнь“ 2001г.

В 2006 году утвержден новый Устав ЗАО “Новая жизнь“, в котором отмечено, что общество является правопреемником совхоза “Новая жизнь“.30 октября 2001 года общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

На основании договора от 15.03.2007г. полномочия единоличного исполнительного органа ЗАО “Новая жизнь“ переданы управляющей компании - ООО “Торгово-финансовая компания “Оптимал“.

В кадастровом плане земельного участка N 47:20:00-00-000:0030, выданного 5 апреля 2006 года, имеется отметка о том, что данный земельный участок находится в бессрочном пользовании АОЗТ “Новая жизнь“, является единым землепользованием, относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования (назначения) - для ведения сельскохозяйственного производства. К кадастровому плану приложены: план границ земельного участка и сведения о частях земельного участка и обременениях (208 обособленных участков с номерами). Площадь единого землевладения составляет 44882876 кв. м.

Согласно кадастровому плану данного участка от 13 марта 2007 года, выданного для определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость названного участка на 26.03.2007г. составляет 18244889 руб.

Участвующий в деле в качестве специалиста представитель Управления Роснедвижимости по Ленинградской области Балабан А.Б. представила суду устные и письменные консультации, разъяснив, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проведена с соблюдением требований пунктов 2.2, 2.2.7, 8 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 145 от 4.07.2007г. и пункта 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 316 от 8 апреля 2000 г. Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится в границах землевладений (землепользований) по которым проводился четвертый тур оценки земель. Результатом четвертого тура являлся Отчет “Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в Ленинградской области“, выполненный Северо-Западным государственным научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом по землеустройству. Пунктом 8 названных Методических рекомендаций и Типовой структурой отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения не допускается отнесение земельного участка к нескольким группам. Поэтому, исходя из функционального назначения земельного участка ЗАО “Новая жизнь“ (для ведения сельскохозяйственного производства), исполнителем работ названный участок был правомерно отнесен к первой группе - сельхозугодья. Для проведения кадастровой оценки исполнителю на основании указанной выше Типовой структуры из Управления были представлены списки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в разрезе кадастровых кварталов в форме кадастровых планов по утвержденной форме. Названными Правилами и Рекомендациями не предусмотрена возможность разделения единого участка на группы или на проведение зонирования внутри единого землевладения (землепользования). Пересмотр кадастровой стоимости названного участка возможен лишь после внесения изменений в правоустанавливающие документы на земельный участок в части разрешенного использования или при разделении земельного участка на несколько самостоятельных участков с изменением вида разрешенного использования при условии проведения межевания и оформления кадастровых планов на каждый из выделенных участков. Процедура кадастровой оценки соблюдена.

В 7 Разделе Типовой структуры Отчета об определении кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (поступивших в Управление Роснедвижимости по Ленинградской области 6.09.2006г.) предусмотрено требование о представлении списка земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, являющихся объектами оценки, в разрезе кадастровых кварталов в форме кадастровых планов территории (таблица 1) и выдаче его исполнителю работ Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ.

В Таблице 1 (кадастровый план территории кадастрового квартала) предусмотрено представление общих сведений о земельных участках с указанием, в том числе сведений о наименовании участка, о категории земель, разрешенном использовании, фактическом использовании, площади, сведений о правах. В этом разделе указано, что группировка земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в пределах субъекта Российской Федерации осуществляется исходя из их вида функционального использования. Не допускается отнесение одного земельного участка к нескольким группам.

В судебное заседание представителем Управления Роснедвижимости по Ленинградской области Балабан А.Б. представлен кадастровый план кадастрового квартала 47:00:00-00-000 (в части) с земельным участком 47:20:00-00-000:0030, представленный ранее в соответствии с вышеназванной Типовой структурой исполнителю работ для проведения кадастровой оценки. В графе земельный участок N 47:20:00-00-000:0030 отражено, что он является единым землепользованием, категория земель - 1, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, площадь участка - 44882876.

Исследовав представленные по делу доказательства, в том числе: выписки из Отчета ОАО “Земельные ресурсы“ об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области (из томов 4, 6, 9, 14), протокол проверки N 6 от 5.09.2007г. материалов по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области, письмо Роснедвижимости от 17.10.2007г. о согласовании результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области, представление Управления Роснедвижимости по Ленинградской области от 1.11.2007г. в Правительство Ленинградской области для утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области с приложениями, суд считает, что порядок осуществления административных процедур, предусмотренный Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития N 215 от 28 июня 2007 года соблюден, что участниками процесса не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

С учетом того обстоятельства, что названный выше земельный участок, состоящий из 208 обособленных земельных участков, является единым землепользованием с единым номером, относится к землям сельскохозяйственного назначения полностью, с единым видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, то отнесение названного земельного участка к первой группе земель (сельхозугодья), предусмотренной пунктом 1.2 упомянутых выше Рекомендаций, соответствует как требованиям пунктов 2, 4, 7, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства РФ N 316 от 8 апреля 2000 г.), так и пунктам 1.2, 1.3, 2.2, 2.2.7, 8 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития N 145 от 1.07.2005г.

Такое толкование согласуется и с положениями статей 77, 78 и 79 Земельного кодекса РФ, согласно которым в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельхозугодья (статья 77). В целом же земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как для ведения сельскохозяйственного производства, так и в иных, перечисленных в части 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ, целей. В части первой статьи 79 Земельного кодекса РФ оговорено, что сельскохозяйственные угодья-пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Правильность данных выводов подтверждается и представленной Типовой структурой, кадастровым планом квартала (в части земельных участков).

Ссылка заявителя на ответы территориального отдела Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, приложенные им к заявлению из которых следует, что в состав земель, предоставленных заявителю в бессрочное пользование входят, в том числе, пашня, сенокосы, пастбища, леса, под дорогами, под постройками и иные земли не является правовым основанием для определения кадастровой оценки названных земель по нескольким группам, поскольку указанные земли входят в единое землепользование, в единый земельный участок, входящий в категорию земель сельскохозяйственного назначения и имеющий единый вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, что закреплено в кадастровом плане названного участка.

Довод заявителя о том, что на основании пункта 4, 8 приведенных выше Правил и пунктов 1.2, 1.3 указанных Рекомендаций надлежало производить оценку кадастровой стоимости участка по пяти группам (за исключением шестой группы), исходя из земель, фактически в него входящих, основан на неверном толковании приведенных правовых норм федерального законодательства.

Ни в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 8 апреля 2000 г. (с последующими изменениями), ни в Методических рекомендациях по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 145 от 1 июля 2005 года такие положения не содержатся.

Более того, из совокупного анализа статей 65 и 66 Земельного кодекса РФ, пункта 2, 4 названных Правил, пунктов 1.2, 1.3, раздела 2, пункта 8 данных Рекомендаций следует, что подлежит определению кадастровая оценка именно земельного участка в целом, а не по частям.

В остальной части доводы заявителя основаны на неверном понимании и толковании норм названных выше Правил и Рекомендаций.

С учетом изложенного утверждение заявителя о нарушении его прав при принятии оспариваемого Постановления, в том числе и о нарушение права на оплату земельного налога в надлежащем, установленном в соответствии с требованиями федерального законодательства размере, является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления ЗАО “Новая жизнь“ о признании Постановления Правительства Ленинградской области N 355 от 29 декабря 2007 года “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ в части строки 11 раздела “Кингисеппский муниципальный район“ Приложения 2 “Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области“ не соответствующим вышестоящему нормативному правовому акту - Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4.07.2005г. N 145 и не действующим в этой части, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2009 года.