Решения и определения судов

Приговор Новосибирского гарнизонного военного суда от 31.03.2009 N 34-2009 Военнослужащий признан виновным по ч. 4 ст. 337 УК РФ - самовольное оставление места службы продолжительностью свыше одного месяца. Наказание назначено с применением ст. 73 УК РФ.

НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПРИГОВОР

от 31 марта 2009 г. по делу N 34-2009

Новосибирский гарнизонный военный суд под председательством судьи подполковника юстиции Коробков В.Ю., с участием государственного обвинителя - помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона подполковника юстиции П., подсудимого Я., защитника - адвоката К., представившего удостоверение N 000 и ордер N 00 от 25 марта 2009 года Специализированной коллегии адвокатов, при секретаре Наумочкиной Т.А., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении военнослужащего войсковой части 00000 сержанта Я., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 ст. 338 УК РФ,

установил:

21 апреля 2007 года Я., желая направить ребенка на лечение, с целью временно уклониться от прохождения
военной службы самовольно оставил пункт временной дислокации воинской части, находящейся в н.п. Зоны Чеченской Республики и убыл к месту своего жительства в р.п. Линево Новосибирской области, где проживал, проводя время по своему усмотрению.

27 ноября 2007 года Я. по вызову явился в военный комиссариат города Искитима, заявив о себе как о военнослужащем, самовольно оставившем часть. В этот же день ему выдано предписание об убытии в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона, со сроком явки 7 декабря 2007 года.

7 декабря 2007 года Я. явился в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона, где находился до конца дня, после чего вернулся к месту жительства и проживал, проводя время по своему усмотрению.

23 декабря 2008 года Я. вновь явился в военный комиссариат города Искитима, где ему было вручено предписание об убытии в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона 24 декабря 2008 года.

24 декабря 2008 года Я. прибыл в военный следственный отдел по Новосибирскому гарнизону.

Подсудимый Я. свою вину в самовольном оставлении места службы признал и показал, что совершил это из-за того, что те условия, которые предлагались при заключении контракта, со стороны Минобороны России не выполнялись. Кроме того, его ребенок имеет заболевание, требующее сезонного лечения. Поскольку командованием воинской части ему отпуск по личным обстоятельствам не был предоставлен, то он самовольно оставил место службы. При этом намерения вовсе уклониться от военной службы не имел, хотел вернуться на службу по окончании лечения ребенка, но не сделал этого из-за отсутствия денег на проезд. В ноябре 2007 года по вызову военного комиссара города Искитима он явился в военный комиссариат, где дал объяснения по факту самовольного оставления места службы.
В этот же день ему было выдано предписание об убытии в военную прокуратуру со сроком явки 7 декабря 2007 года. Прибыв в военную прокуратуру, он обратился к дежурившим там военнослужащим, но к военному прокурору его не пропустили. Оставив свои данные, он вернулся домой, при этом о своем месте нахождения в воинскую часть и военный комиссариат не сообщил. 23 декабря 2008 года он, по вызову, явился в военный комиссариат, где ему вновь выдали предписание об убытии в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона 24 декабря 2008 года, что он и сделал.

Виновность Я. подтверждается следующими доказательствами.

Согласно выписке из книги вечерней поверки Я. с 21 апреля 2007 года самовольно оставил место службы.

Свидетель Т. пояснила, что работает в военном комиссариате города Искитим. В ноябре 2007 года в военный комиссариат поступило сообщение о том, что Я. самовольно оставил место службы. В связи с этим Я. был вызван в военный комиссариат, куда тот явился 27 ноября 2007 года и дал объяснения по поводу самовольного оставления места службы. В этот же день тому выдано предписание о явке в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона 7 декабря 2007 года. Повторно в военный комиссариат Я. был вызван в декабре 2008 года и тому выдано предписание о явке в военную прокуратуру 24 декабря 2008 года.

Из показаний свидетеля Б. видно, что он проходит военную службу в войсковой части 00000. Во время построения 21 апреля 2007 года было обнаружено отсутствие Я. В ходе розыска того обнаружить не удалось.

Свидетели М., Г. и Ю. дали аналогичные показания.

Согласно предписанию военного комиссара города Искитим от 27 ноября 2007 года Я.
предлагается убыть в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона 7 декабря 2007 года.

Согласно предписанию этого же военного комиссара от 23 декабря 2008 года Я. предлагается убыть в распоряжение военного прокурора Новосибирского гарнизона 24 декабря 2008 года.

По заключению эксперта-психиатра Я. психическим расстройством не страдал и не страдает. Во время инкриминируемого деяния он не обнаруживал признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности, он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Оценивая эти выводы эксперта, суд считает их обоснованными, согласующимися с материалами дела и данными о личности подсудимого, состоянием его здоровья и поведением в суде, а поэтому признает Я. вменяемым во время совершения преступления.

По заключению военно-врачебной комиссии Я. годен к военной службе.

Давая оценку заявлению подсудимого о мотиве совершения преступления, суд принимает во внимание то, что заявление Я. о невыполнении условий контракта со стороны командования воинской части подтверждается показаниями свидетеля А., который пояснил, что проходил военную службу по контракту в той же воинской части, что и Я. При этом они проживали в казарме, которая находится в аварийном состоянии, денежное довольствие выплачивалось не полностью и нерегулярно. После обращения в военную прокуратуру положение дел не изменилось. В связи с этим суд признает показания подсудимого достоверными.

Что же касается пояснений подсудимого о лечении ребенка, то суд находит их также правдивыми, поскольку доказательств, опровергающих это утверждение, стороной обвинения не представлено, равно как и не представлено доказательств, опровергающих заявление Я. о явке его в военную прокуратуру 7 декабря 2007 года.

Государственным обвинителем Я. обвиняется в совершении дезертирства в период с 21 апреля 2007 года по 23
декабря 2008 года, приведя в обоснование то, что подсудимый незаконно находясь вне военной службы, проводил время по своему усмотрению, в органы государственного либо военного управления не обращался, свою принадлежность к армии скрывал, нося гражданскую одежду, устраивался на временную работу. С данной квалификацией военный суд не может согласиться по следующим основаниям.

Как пояснил подсудимый, и это подтверждается показаниями свидетеля Н., 27 ноября 2007 года он по вызову явился в военный комиссариат города Искитим, где сообщил о своем самовольном оставлении места службы. В этот же день ему выдано предписание о явке в военную прокуратуру 7 декабря 2007 года. В связи с этим суд считает, что в период с 27 ноября по 7 декабря 2007 года незаконное нахождение Я. вне службы было прервано выполнением распоряжения воинского должностного лица. Поэтому указанный период, вмененный Я. как уклонение от военной службы, суд исключает из обвинения.

В то же время, поскольку Я. в период с 8 декабря 2007 года по 23 декабря 2008 года на военную службу не вернулся, в воинскую часть и военный комиссариат о себе не сообщил, а продолжил уклоняться от военной службы, военный суд считает, что его действия подлежат переквалификации с части 1 ст. 338 УК РФ на часть 4 ст. 337 УК РФ.

Давая юридическую оценку действиям подсудимого, суд считает доказанным, что Я., являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период с 21 апреля по 27 ноября 2007 года самовольно оставил место службы продолжительностью свыше одного месяца, а поэтому переквалифицирует их с части 1 ст. 338 УК РФ на часть 4 ст. 337 УК РФ.

Он
же, являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период с 8 декабря 2007 года по 23 декабря 2008 года не явился в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, а поэтому переквалифицирует их с части 1 ст. 338 УК РФ на часть 4 ст. 337 УК РФ.

При назначении Я. наказания военный суд учитывает, что он за время прохождения военной службы по контракту характеризуется с положительной стороны. При этом суд отвергает сведения о негативном поведении Я., указанные в служебной характеристике от 26 июня 2007 г. и служебной карточке, поскольку они опровергаются показаниями свидетелей Б., М. и Ю.

До поступления на военную службу Я. зарекомендовал себя с положительной стороны, ни в чем предосудительном не замечен. В качестве обстоятельства, смягчающего наказание, суд признает наличие у Я. малолетнего ребенка.

При таких обстоятельствах суд находит, что исправление подсудимого возможно без реального отбывания наказания, а поэтому назначенное ему наказание считать условным в соответствии со ст. 73 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 296, 297, 299, 308, 309 и 310 УПК РФ, военный суд

приговорил:

Я. признать виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных частью 4 ст. 337 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком:

за самовольное оставление места службы в период с 21 апреля по 27 ноября 2007 года - на шесть месяцев;

за неявку в срок без уважительных причин на службу в период с 8 декабря 2007 года по 23 декабря 2008 года - на один год шесть месяцев.

По совокупности совершенных преступлений в силу части 2 ст. 69 УК РФ окончательное наказание
Я. определить путем частичного сложения назначенных наказаний и лишить его свободы сроком на 1 (один) год 8 (восемь) месяцев.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Я. наказание считать условным с испытательным сроком в один год.

Меру пресечения в отношении осужденного Я. - наблюдение командования воинской части, до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Процессуальные издержки, связанные с оплатой услуг защитника, в сумме 1790 рублей 25 коп. взыскать с осужденного Я. в федеральный бюджет.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.

Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции в тот же срок при подаче кассационной жалобы, либо путем подачи отдельного ходатайства, а также в возражениях на принесенные по делу кассационные жалобы (представления) другими участниками процесса, в течение десяти суток со дня вручения их копий.

Судья

подполковник юстиции

В.Ю.КОРОБКОВ

Секретарь

Т.А.НАУМОЧКИНА