Решения и определения судов

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 05.02.2009 N 16/09 Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений.

НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 февраля 2009 г. по делу N 16/09

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе:

Председательствующего подполковника юстиции Иванова В.В., при секретаре Гусевой И.В., с участием заявителя и его представителя-адвоката Б., представившего удостоверение N 962 и ордер N 557 от 29 января 2009 года, представителя воинского должностного лица, чьи действия обжалуются, - майора юстиции З., помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона - капитана юстиции В., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 старшего прапорщика запаса С. об оспаривании действий командира войсковой части 00000, связанных с его исключением из
списков личного состава части без обеспечения жильем.

В ходе рассмотрения дела по существу военный суд

установил:

С. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривает действия командира войсковой части 00000 связанные с изданием приказа от 29 декабря 2008 года N 267 об исключении из списков личного состава части без обеспечения жильем и просит восстановить его в списках части.

В суде С. уточнил свои требования, указав, что восстановление его в списках личного состава он просит произвести путем отмены приказа командира войсковой части 00000 от 29 декабря 2008 года N 267, в части его касающейся. Далее он пояснил, что фактически проживает с женой и дочерью в закрытом военном городке в районе поселка Г.Б. Новосибирского района Новосибирской области в двухкомнатной квартире общей жилой площадью 51,5 кв. м. При этом данное жилье ему никто не распределял и документов на него не выдавал, а ключи от квартиры передал командир дивизиона. Статус данного жилья ему не известен. Иного жилья он не имел и не имеет. На увольнение и исключение из списков личного состава части без обеспечения жильем по месту прохождения военной службы он своего согласия не давал, а наоборот многократно обращался к командованию о предоставлении жилья перед предстоящим увольнением с военной службы.

Представитель заявителя - Б. в обоснование требований заявителя указал, что С. жилья от Министерства обороны РФ не получал, так как жилье, где он в настоящее время проживает, ему жилищной комиссией части не распределялось и никаких документов на него не выдавалось. Кроме того, в 2006 году жилищная комиссия части признала его нуждающимся в получении жилья по месту прохождения службы, а
при исключении из списков части ему была выдана справка о том, что жильем от Министерства обороны он не обеспечивался. Однако С. без его согласия был исключен из списков личного состава части до обеспечения жильем. Следовательно, оспариваемый приказ нарушает права заявителя и подлежит отмене.

Представитель командира войсковой части 00000 - майор юстиции З. требования не признал и пояснил, что заявитель фактически обеспечен по установленным нормам служебным жилым помещением в закрытом военном городке и на данные обстоятельства не влияет, что это жилье ему не распределялось и документы на него не выдавались. С. предлагалось собрать необходимые документы и подписать договор о найме служебного жилья, но он этого не сделал. При таких обстоятельствах и на основании поступившей из Главкома ВВС телеграммы, в которой предписано увольнять военнослужащих достигших предельного возраста пребывания на военной службе и обеспеченных служебными жилыми помещениями по установленным нормам, командир части, по его мнению, правомерно издал оспариваемый приказ в отношении заявителя.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и заслушав заключение помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона - капитана юстиции В., полагавшего необходимым удовлетворить требования заявителя, суд приходит к следующим выводам.

Из протокола жилищной комиссии войсковой части 00000 от 26 декабря 2006 года усматривается, что С. был поставлен в очередь на получение (улучшение) жилого помещения.

Факт постановки и нахождения С. до настоящего времени в очереди на получение жилого помещения подтвердил и представитель воинского должностного лица.

Согласно справке войсковой части 00000 от 29 декабря 2008 года N 370 С. за время прохождения военной службы в данной части с 12 августа 2004 года по настоящее время жильем от Министерства обороны РФ
обеспечен не был.

Из справки той же части от 14 января 2008 года N 5 усматривается, что С. с женой и дочерью зарегистрированы по адресу: город Новосибирск, войсковая часть 00000.

Свидетель К. - командир дивизиона - показал, что по прибытии С. в часть, передал ему по устному указанию командира части ключи от свободной квартиры. Каков статус этого жилья он не знает, никаких документов на данную квартиру он заявителю не давал и сам не получал.

Свидетель А. пояснил, что проживает в одном доме с заявителем. Он, как и все в их городке вселился в жилое помещение без распределения его жилищной комиссией и до настоящего времени не имеет на него никаких документов. Попытки военнослужащих городка заключить договор найма служебного жилья с КЭЧ района ни к чему, ни привели, так как с них требуют документы, которые им не выдавались в части.

Факт того, что жилье, в котором проживает С., ему в установленном порядке жилищной комиссией не распределялось и никаких документов на него не выдавалось, подтвердил и представитель воинского должностного лица.

Вышеприведенным решением жилищной комиссии о признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы, справкой о необеспеченности его жильем, регистрацией С. и членов его семьи при части, а также не предоставлением ему в установленном порядке жилья, которое он сейчас занимает, подтверждается факт отсутствия у заявителя на законных основаниях какого-либо жилого помещения.

Приказом командира войсковой части 00000 от 29 декабря 2008 года N 267 старший прапорщик С., уволенный в запас приказом командира войсковой части 00000 от 28 ноября 2008 года N 026-пм по достижении предельного возраста пребывания
на военной службе, 29 декабря 2008 года исключен из списков личного состава части. Общая продолжительность его военной службы составила 28 лет.

Таким образом, С., признанный в установленном порядке, нуждающимся в получении жилья по месту прохождения военной службы, общая продолжительность военной службы которого составила 28 лет, и уволенный по достижении предельного возраста пребывания на военной службы, был исключен из списков личного состава войсковой части 00000 без предоставления жилого помещения.

Свидетель Е. - начальник строевого отдела и кадров части показал, что С. последовательно настаивал на обеспечении его жильем перед увольнением с военной службы и своего согласия на исключение из списков личного состава части без жилья не давал. Более того, именно по этой причине он отказался подписать лист беседы перед увольнением.

Показания данного свидетеля и заявителя о несогласии последнего на увольнение с военной службы до обеспечения жильем, стороной должностного лица в суде не опровергнуты, а поэтому суд признает доказанным данное обстоятельство.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть без их
согласия исключены из списков личного состава части без предоставления жилья. К данным военнослужащим закон относит и С..

Отвергая довод представителя должностного лица об обеспеченности заявителя по установленным нормам жилым помещением, суд исходит из следующего.

Пунктом 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Минобороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, установлено, что распределение поступивших в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений.

Стороны в суде подтвердили факт того, что жилье, где в настоящее время проживает заявитель, жилищной комиссией части ему не распределялось и какие-либо документы на него заявителю не выдавались.

Свидетель К. и А. показали, что С. вселился и проживает в квартире без законных на то оснований, и реальной возможности оформить ее в КЭЧ района не имеет возможности.

Более того, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к числу которых относится заявитель, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков они обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях, то есть по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, даже при обеспечении общей площадью служебного жилого помещения на одного члена семьи заявителя более учетной нормы, в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, это обстоятельство не может являться основанием
не признавать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что командир войсковой части 00000 неправомерно издал приказ от 29 декабря 2008 года N 267 об исключении С. из списков личного состава части без обеспечения жильем, и для восстановления нарушенного права заявителя находит необходимым обязать воинское должностное лицо отменить оспариваемый приказ.

Таким образом, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С. уплачена по делу, согласно квитанции Сбербанка России от 13 января 2009 года государственная пошлина в размере 100 рублей, а также оплачены услуги представителя в размере 5000 рублей, что подтверждается квитанцией N 722536 Специализированной коллегии адвокатов Адвокатской палаты Новосибирской области.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает необходимым судебные расходы по делу, состоящие из суммы государственной пошлины в размере 100 рублей и расходов на оплату услуг представителя, с учетом принципа разумности, в размере 1000 рублей, возложить на сторону воинского должностного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд,

решил:

заявление С. признать обоснованным.

Действия командира войсковой части 00000, связанные с изданием приказа от 29 декабря 2008 года N 267 об исключении С. из списков личного состава части, - признать неправомерными.

Обязать командира войсковой части 00000 отменить приказ от 29 декабря 2008 года N 267, в части исключения С. из списков личного состава части.

Взыскать с войсковой части 31665 в пользу С. понесенные им судебные расходы в размере 1100 (одной тысячи сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со
дня его принятия в окончательной форме.

Судья Новосибирского гарнизонного

военного суда подполковник юстиции

В.В.ИВАНОВ

Секретарь судебного заседания

И.В.ГУСЕВА