Решения и определения судов

Решение Калининградского областного суда от 15.01.2009 N 3-7-09 О признании недействующими абзаца 5 статьи 12, абзаца 3 статьи 14, абзаца 3 статьи 15, абзаца 3 статьи 15(1), абзаца 2 статьи 17, статьи 18, абзаца 2 статьи 20, статей 21, 22, 23, абзаца 1 статьи 36 в части, касающейся федеральных органов государственной власти, абзацев 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29 Закона Калининградской области от 18.09.1995 N 21 “О статусе депутата Калининградской областной Думы“.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 января 2009 года N 3-7-09

Калининградский областной суд в составе: председательствующего Костикова С.И.

при секретаре Филатовой Е.А.

с участием прокурора Заболотного С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининградской области об оспаривании Закона Калининградской области от 18 сентября 1995 года N 21 “О статусе депутата Калининградской областной Думы“ в части абзаца 5 статьи 12, абзаца 3 статьи 14, абзаца 3 статьи 15, абзаца 3 статьи 15(1), абзаца 2 статьи 17, статьи 18, абзаца 2 статьи 20, статей 21, 22, 23, абзацев 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29, абзаца 1 статьи 36,

установил:

прокурор Калининградской области
обратился в суд с названным выше заявлением, указав, что часть норм Закона Калининградской области от 18 сентября 1995 года N 21 “О статусе депутата Калининградской областной Думы“, возлагающие обязанности на федеральные органы государственной власти, приняты с превышением компетенции субъекта Российской Федерации.

С превышением компетенции субъекта Российской Федерации приняты в оспариваемом законе и нормы, установившие гарантии трудовых прав депутата областной Думы.

В судебном заседании старший прокурор по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Калининградской области Заболотный С.А. поддержал заявленные требования.

Представители областной Думы в судебное заседание не явились. В суд из областной Думы поступило заявление, в котором признаются обоснованными заявленные прокурором требования, и содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителей областной Думы.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав другие доказательства, суд приходит к следующему.

31 августа 1995 года Калининградской областной Думой принят Закон Калининградской области от 18 сентября 1995 года N 21 “О статусе депутата Калининградской областной Думы“.

Данный Закон в установленном порядке подписан губернатором Калининградской области и опубликован в печатном издании “Янтарный край“ N 10 от 17 января 1996 года.

В соответствии с абзацем 5 статьи 12 Закона области в целях эффективного осуществления своих полномочий депутат областной Думы имеет право осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности.

Согласно абзацу 3 статьи 14 Закона государственные и общественные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, которым по решению
областной Думы направлены замечания и предложения депутата, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах проинформировать областную Думу. Контроль за рассмотрением и реализацией замечаний и предложений депутатов осуществляют соответствующие постоянные комитеты (комиссии) областной Думы.

На основании абзаца 3 статьи 15 Закона орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должен дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 14 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса, срок.

Абзацем 3 статьи 15(1) Закона установлено, что орган или должностное лицо, к которому обращен запрос областной Думы, должен дать ответ на него в устной (на заседании областной Думы) или в письменной форме не позднее чем через 14 дней со дня получения запроса или в иной срок, установленный областной Думой.

Исходя из содержания абзаца 2 статьи 17 Закона области все органы государственной власти и органы местного самоуправления области, должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования; по требованию депутата или депутатской комиссии, ведущей расследование, обязаны беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы.

На основании статьи 18 Закона депутаты областной Думы по вопросам депутатской деятельности пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления области, а также общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, лицами начальствующего состава воинских формирований на территории области.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, расположенные на территории области, обязаны оказывать помощь депутатам областной Думы по вопросам, возникающим при осуществлении ими депутатской деятельности.

В соответствии с
абзацем 2 статьи 20 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории области, при обращении депутата обязаны обеспечить его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставлять необходимую информацию.

Согласно статье 21 Закона депутат вправе потребовать от должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления области, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях - обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном по требованию депутата представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Должностные лица государственных органов власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.

Статьей 22 Закона предусмотрено, что Областная Дума, Правительство Калининградской области, органы местного самоуправления, предприятия, организации, научные учреждения, учебные заведения, правоохранительные органы на территории области оказывают депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.

На основании статьи 23 Закона органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, расположенные на территории области, а также должностные лица, к которым обратился депутат областной Думы по вопросам депутатской деятельности и в компетенцию которых входит разрешение поставленного депутатом вопроса по существу, обязаны безотлагательно, но не позднее 15 дней дать депутату ответ на его обращение и (или), если об этом ставится вопрос в депутатском обращении, представить необходимые сведения,
копии документов, если иное не установлено федеральным законом. Если данный вопрос требует дополнительного изучения и проверки, то окончательный ответ с предварительным уведомлением депутата должен быть представлен ему не позднее чем в месячный срок, если иное не установлено федеральным законом. При этом сведения, составляющие государственную тайну, представляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Ответ на обращения депутата областной Думы должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлено обращение, либо лицом, временно исполняющим его обязанности, руководителем того органа, которому направлено обращение, либо лицом, временно исполняющим его обязанности, если иное не установлено федеральным законом.

Депутат областной Думы имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов с соблюдением требований, изложенных в статье 12 настоящего Закона. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее, чем за три дня.

В соответствии с абзацем 1 статьи 36 Закона депутат областной Думы по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет право пользоваться по предъявлению удостоверения депутата областной Думы телефонной связью, которой располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации на территории области.

Указанные положения областного закона противоречат нормам федерального законодательства.

Названные нормы областного закона регулируют деятельность всех расположенных на территории Калининградской области государственных органов власти, в число которых входят и федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, деятельность которых определяется федеральным законодательством в силу пункта “г“ статьи 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой установление порядка организации и деятельности федеральных органов государственной власти находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Проанализировав указанные
нормы областного закона, суд приходит к выводу, что они противоречат нормам федерального законодательства в части, поскольку по существу возлагают определенные обязанности и устанавливают сроки предоставления истребуемой депутатом информации в том числе и на федеральные органы государственной власти, деятельность которых регулируется не законодательством субъектов РФ, а федеральным законодательством. То есть законодатель субъекта вторгся в компетенцию Российской Федерации.

С учетом изложенного вышеперечисленные нормы подлежат признанию недействующими в той мере, в какой они регулируют отношения с участием федеральных органов государственной власти.

В абзацах 1, 2, 3, 5, 6 статьи 29 Закона области, установлены гарантии служебных и трудовых прав депутата областной Думы.

Так, исходя из указанных положений данной статьи областного закона депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, в период своих полномочий, а также в течение одного года после их окончания не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, в звании, лишен воинского звания без согласия областной Думы, а также перемещен по службе без ее согласия. В указанный период ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.

Депутату, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей либо уволенному с прежнего места работы (службы), или отчисленному из учебного заведения на время депутатской деятельности в областной Думе или ее органах на постоянной оплачиваемой основе, после ее окончания предоставляется прежняя работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации. На период выполнения депутатских обязанностей на постоянной основе за ним сохраняются права члена данного трудового коллектива.

Депутат
из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированный к областной Думе с оставлением на действительной военной и другой службе на время осуществления депутатской деятельности в областной Думе или ее органах на постоянной оплачиваемой основе, по окончании срока освобожденной работы (прикомандирования) направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой должности или, с его согласия, в равной, а также в высшей должности.

Время выполнения депутатом своих полномочий в областной Думе или ее органах на постоянной оплачиваемой основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы); стаж государственной службы Калининградской области; стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если депутат на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в областной Думе на постоянной оплачиваемой основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающей данную льготу, (в ред. Закона Калининградской области от 19.05.2000 N 204).

За супругой (супругом) депутата, уволенной (уволенным) в связи с переездом депутата для выполнения им депутатских полномочий в областной Думе или ее органах на постоянной оплачиваемой основе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняется стаж
работы (службы) по специальности, стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе климатических коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии, либо работало (служило) в местности, предусматривающей данную льготу.

За депутатом из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным к областной Думе с оставлением на действительной военной или другой службе, на время осуществления депутатской деятельности в областной Думе или ее органах на постоянной оплачиваемой основе и его семьей сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, непосредственно проходящих службу, и их семей.

В соответствии с пунктом “т“ статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а в силу пункта “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 6 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ военная служба является одним из видов федеральной государственной службы.

Согласно части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской
Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.

Частями 2 и 3 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с тем, что порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров установлен нормами федерального законодательства, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере и предусматривать особый порядок увольнения, освобождения от должности депутата, перевода или перемещения его по службе.

Введя дополнительные ограничения в вышеназванных оспариваемых нормах, связанные с военной службой, а также изменением трудовых договоров, увольнением лиц, избранных депутатами, которых Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит, Калининградская областная Дума превысила свои полномочия в сфере регулирования вопросов военной службы и в сфере регулирования трудовых отношений, в связи с чем эти нормы следует признать недействующими.

Руководствуясь ст. 199, ст. 246 и ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующими абзац 5 статьи 12, абзац 3 статьи 14, абзац 3 статьи 15, абзац 3 статьи 15(1), абзац 2 статьи 17, статью 18, абзац 2 статьи 20, статьи 21, 22, 23, абзац 1 статьи 36 в части, касающейся федеральных органов государственной власти, абзацы 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29 Закона Калининградской области от 18 сентября 1995 года N 21 “О статусе депутата Калининградской областной Думы“ с момента вступления решения суда
в законную силу.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 19 января 2009 года.