Решения и определения судов

Решение Завьяловского районного суда УР от 15.01.2009 по делу N 2-45/09 Показания свидетелей не являются достаточными для признания права собственности на основании ст. 234 ГК РФ, поскольку для признания за лицом права собственности на земельный участок доказательства непрерывности, открытости, добросовестности владения должны быть представлены в суд на все 365 дней за 15 лет.

ЗАВЬЯЛОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 января 2009 г. по делу N 2-45/09

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.., при секретаре судебного заседания Т.М.Н.,

с участием:

- истицы Ш.И.Г.,

- представителя истицы Б.В.А. (доверенность от 12.07.2008 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.И.Г. к Управлению Роснедвижимости по УР, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР, Администрации МО “Завьяловский район“ о признании права собственности на земельный участок,

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду 68 000 кв. м, а не 680 000.

истица Ш.И.Г. обращается в суд с иском о признании за ней права
собственности на земельный участок площадью 680 000 кв. м, расположенный по адресу: УР, <...> (кадастровый N <...>), мотивируя тем, что <...> г. умер ее муж - Ш.Э.Л. <...> г. Завьяловским райкомземом Ш.Э.Л. было выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок площадью 680 000 кв. м (6,8 га). После смерти мужа истица в нотариальную контору не обращалась. Фактически стала владеть и пользоваться земельным участком, принадлежащим мужу. <...> г. исполком Завьяловского райсовета утвердил истицу главой крестьянского фермерского хозяйства после смерти Ш.Э.Л. С <...> г. истица открыто, непрерывно и добросовестно пользуется участком, право собственности на который принадлежит ее мужу Ш.Э.Л.

В судебном заседании истица Ш.И.Г. исковые требования поддержала, суду пояснила, что после смерти мужа стала главой крестьянского фермерского хозяйства. До настоящего времени истица владеет земельным участком, обрабатывала его, сеяла и выращивала зерновые. Других членов крестьянского фермерского хозяйства нет. После смерти мужа наследство не оформляла, недавно обратилась к нотариусу с заявлением. На день смерти Ш.Э.Л. наследниками по закону являлись сама истица, а также дочь и мать умершего. Однако в настоящее время истица не знает, где проживает мать умершего супруга, кроме этого, дочь умершего Ш. к моменту рассмотрения настоящего дела также скончалась. Со стороны нотариуса отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону истице выдано не было. В судебном заседании истица настаивала на признании за ней права собственности в силу приобретательной давности.

Представитель истицы Б.В.А. исковые требования поддержал, суду пояснил, что поскольку после смерти мужа прошло значительное время, поэтому истица не может разыскать лиц, близких родственников умершего, которых попросила найти нотариус. Представитель истицы знаком
со Ш.И.Г. 2 года. В этот период времени истица обрабатывала земельный участок, платила налоги.

В судебное заседание не явился ответчик - Администрация МО “Завьяловский район“, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, сведений о причинах неявки в суд ответчик не предоставил.

Ответчики - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по УР и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по УР представили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без участия ответчиков.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд

определил:

рассмотреть дело без участия ответчиков.

В письменном отзыве на исковое заявление Ш.И.Г. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по УР указывает, что Управление Роснедвижимости по УР является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Пунктом 1 ст. 1151 ГК РФ установлено, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается вымороченным. Вымороченное имущество в виде расположенного на территории РФ жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Иное вымороченное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ (п. 2 ст. 1151 ГК РФ). Письмом ФНС РФ от 19.02.2007 г. N 02-3-04/3 “О вымороченном имуществе“
сделан вывод о том, что при наследовании вымороченного имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, от имени РФ выступают налоговые органы. Полномочий, связанных с учетом, регистрацией, распоряжением и совершением иных действий с вымороченным имуществом, Управление Роснедвижимости по УР не имеет.

В письменном отзыве на исковое заявление Ш.И.Г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по УР указывает, что в соответствии с п. 13 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 01.02.2005 г. N 37, Территориальное управление принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также вымороченное имущество, включая земельные участки (кроме земель сельскохозяйственного назначения). В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказался от наследства. На основании изложенного требования Ш.И.Г. прав и законных интересов Российской Федерации в лице Территориального управления не затрагивают.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Президиума Завьяловского райсовета народных депутатов УР от 23 февраля 1993 г. N <...> Ш.Э.Л. был предоставлен в собственность земельный
участок площадью 6,8 га. Вышеназванным постановлением Ш.Э.Л. утвержден главой крестьянского фермерского хозяйства, членом крестьянского фермерского хозяйства являлась Ш.И.Г.

<...> г. Ш.Э.Л. было выдано свидетельство N <...> на право собственности на землю площадью 6,8 га.

<...> года Ш.Э.Л. скончался.

06.01.1994 г. Исполнительный комитет Завьяловского районного Совета народных депутатов своим решением N <...> утвердил Ш.И.Г. главой крестьянского фермерского хозяйства в связи со смертью Ш.Э.Л.

Земельный участок в собственность Ш.Э.Л. был предоставлен для ведения крестьянского хозяйства.

На момент регистрации крестьянского фермерского хозяйства Ш.Э.Л. и выдачи ему свидетельства на право собственности на землю действовал Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, который определял экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории РСФСР.

В соответствии со ст. 10 ч. 1 п.п. ж вышеназванного Закона РСФСР “Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или в собственности, предоставляется право: ж) передать земельный участок по наследству“.

Согласно ст. 27 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г.:

1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона.

2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества.

3. Наследование имущества регулируется в дополнение к настоящему Закону также гражданским законодательством.

Статьей 15 частью 3 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. предусмотрено, что при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации
устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет.

Поскольку истицей Ш.И.Г. в судебное заседание не представлено письменного соглашения, достигнутого членами крестьянского фермерского хозяйства, созданного Ш.Э.Л., по порядку раздела имущества крестьянского фермерского хозяйства либо судебного решения, свидетельствующего о разделе имущества крестьянского фермерского хозяйства Ш.Э.Л., то суд считает, что имущество (земельный участок), принадлежащее Ш.Э.Л., подлежит передаче его наследникам в порядке наследования, установленного Гражданским кодексом.

Возникшие со смертью <...> года Ш.Э.Л. наследственные правоотношения регулировались Гражданским кодексом РСФСР. В соответствии со ст. 527 Гражданского кодекса РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Ш.Э.Л. завещания не писал.

Из объяснений истицы следует, что на день смерти Ш.Э.Л. наследниками по закону являлись супруга, дочь и мать умершего. Однако в настоящее время истица не знает, где проживает мать умершего супруга, кроме этого, дочь умершего Ш. к моменту рассмотрения настоящего дела также скончалась.

В процессе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что Ш.И.Г. 19.12.2008 г. обратилась к нотариусу Завьяловского района с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. До настоящего времени отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону со стороны нотариуса истице не поступало.

Однако в соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истицей заявлено о признании за ней права собственности на земельный участок на основании ст. 234 ГК РФ - в силу приобретательной давности. На удовлетворении исковых требований именно по
данному основанию настаивала истица в судебном заседании. Ш.И.Г. указывает, что в течение 15 лет она открыто, непрерывно и добросовестно пользуется земельным участком, право собственности на который принадлежит Ш.Э.Л.

В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 11 ФЗ “О введении в действие ч. 1 ГК РФ“ от 30 ноября 1994 г. действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.

Для приобретательной давности имеет значение добросовестность владения и срок владения.

До принятия в 1990 году Закона РСФСР “О земельной реформе“ частная собственность на землю была запрещена и вся земля в этот период находилась в государственной собственности. Закон РСФСР “О земельной реформе“ вступил в силу с 01.01.1991 года. Принимая во внимание положение ст. 11 Конституции РСФСР, можно сделать вывод, что приобретение земельного участка в собственность стало возможным с 01.01.1991 г.

Согласно п. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли бы быть истребованы в соответствии со ст. 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

Исходя из вышесказанного для рассмотрения требований о
признании права собственности на земельный участок течение срока, указанного ст. 234 ГК РФ, следует исчислять с момента, когда стало возможным приобретение земельного участка в собственность, т.е. с 01.01.1991 г. При изложенных обстоятельствах суд считает, что срок приобретательной давности для земельного участка истекает 1 января 2009 г. Поэтому к моменту рассмотрения заявленных истицей требований о признании права собственности в силу приобретательной давности предусмотренный ст. 234 ГК РФ пятнадцатилетний срок истек.

Дня возникновения права собственности по указанному в ст. 234 ГК основанию необходимы следующие условия: владение должно быть незаконным, поскольку законное владение исключает возможность владения чужим имуществом как своим собственным; владение должно быть добросовестным, то есть собственник не знает и не может знать о незаконности своего владения; владение должно быть открытым, то есть поведение владельца как предполагаемого собственника имущества должно быть доступно восприятию неопределенного круга третьих лиц, включая действительного собственника; владение должно быть непрерывным.

Однако истицей в суд не представлено доказательств, достоверно указывающих на непрерывность, открытость и добросовестность владения ею спорным земельным участком.

В качестве доказательств для признания требований истицы обоснованными ею представлены 11 чеков-ордеров от <...> октября 2007 г. об оплате налогов за налоговый период 2003 - 2005 гг. Истица указывала, что данные квитанции подтверждают уплату земельного налога за спорный участок за весь период владения. Вместе с тем суд не может согласиться с данными доводами истицы и признать указанные чеки-ордера относимыми к делу, поскольку они не содержат сведений об участке (его размере, местонахождении), а также не подтверждают оплату земельного налога за период с 1994 по 2004 гг.

Иных письменных доказательств истицей не представлено.

Допрошенная в судебном
заседании свидетель Б.Е.Н. указала, что знает истицу 3 года, знает, что в этот период времени истица пользовалась данным участком. Такие же пояснения в суде дал представитель истицы Б.В.А.

Свидетель Д. пояснял суду, что после смерти мужа истицы земельный участок заброшен не был, на нем росли многолетние растения, которые косились каждый год.

Вместе с тем суд считает, что показания свидетелей не являются достаточными для признания права собственности за истицей на основании ст. 234 ГК РФ, поскольку исходя из положений, предусмотренных ст. 234 ГК РФ, для признания за лицом права собственности на земельный участок доказательства должны непрерывности, открытости, добросовестности владения должны быть представлены в суд на все 365 дней за 15 лет. Таким образом, суд считает, что со стороны истицы не представлены доказательства, обосновывающие условия, закрепленные статьей 234 ГК РФ, для приобретения истицей права собственности в силу приобретательной давности на находящийся в ее владении земельный участок.

Кроме этого суд считает, что возникшие со смертью Ш.Э.Л. правоотношения имеют иную правовую основу, являются наследственными и регулируются разделом Гражданского кодекса “Наследственное право“.

Поскольку суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, то требования истицы, заявленные по основаниям ст. 234 ГК РФ, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Ш.И.Г. к Управлению Роснедвижимости по УР, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР, Администрации МО “Завьяловский район“ о признании права собственности на земельный участок площадью 68 000 кв. м, расположенный по адресу: УР, <...> (кадастровый N <...>), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10
дней с момента его изготовления в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2009 г.

Судья

Н.Н.СЕНТЯКОВА