Решения и определения судов

Определение Новосибирского областного суда от 14.01.2009 N 22-144/2009 Приговор по делу о покушении на незаконный сбыт наркотических средств изменен, поскольку отягчающий признак - наличие рецидива отсутствует, срок назначенного наказания по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 228.1 УК РФ снижен.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 января 2009 г. по делу N 22-144/2009

Судебная коллегия по уголовным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Мыльниковой Н.В.

судей Ганиной М.А., Турченко А.В.

рассмотрела в судебном заседании 14 января 2009 года кассационное представление заместителя прокурора Дзержинского района г. Новосибирска Чурун А.А. на приговор Федерального суда общей юрисдикции Дзержинского района г. Новосибирска от 14 ноября 2008 года, которым А. осужден по ч. 3 ст. 30 - 228.1 ч. 1 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбытия наказания осужденному А. исчислен с 21 февраля 2008 года.

Приговором суда А. признан виновным и
осужден за покушение на незаконный сбыт наркотического средства героин, массой 0,247 грамма.

Преступление совершено 21 февраля 2008 года в г. Новосибирске при обстоятельствах, установленных приговором суда.

В судебном заседании А. виновным себя не признал.

Заслушав доклад судьи областного суда Ганиной М.А., мнение прокурора Соломатовой Т.М., полагавшей об изменении приговора по доводам кассационного представления, судебная коллегия

установила:

в кассационном представлении заместитель прокурора Дзержинского района г. Новосибирска Чурун А.А., не оспаривая правильности установления фактических обстоятельств дела и юридической квалификации действий А., ставит вопрос об изменении приговора.

По доводам кассационного представления, приговор суда постановлен в нарушение норм уголовного права: во вводной части приговора судом указаны погашенные судимости А., что повлекло необоснованное признание судом в действиях А. рецидива преступлений и неверное определение режима исправительного учреждения.

По доводам автора кассационного представления, из вводной части приговора следует исключить указание на судимости А. по приговорам от 18 августа 2004 года, от 27 августа 2004 года, от 21 апреля 2005 года; из описательно-мотивировочной части приговора следует исключить указание на наличие в действиях А. рецидива преступлений; назначить для отбывания наказания А. исправительную колонию общего режима.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению по следующим основаниям.

Виновность А. в содеянном им установлена совокупностью доказательств собранных по делу, исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре.

Его действиям дана правильная юридическая оценка, и он обоснованно осужден по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначено наказание в соответствии с требованиями уголовного закона.

Указанные обстоятельства в кассационном представлении заместителем прокурора Дзержинского района г. Новосибирска Чурун А.А. не оспариваются.

Между тем, из
представленных материалов следует, что А. осуждался 18 августа 2004 года по ч. 3 ст. 30 - п. “г“ ч. 2 ст. 158 УК РФ и был приговорен к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года; 27 августа 2004 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ и был приговорен к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год; 21 апреля 2005 года по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы, а с частичным присоединением наказаний по приговорам от 18 августа 2004 года и от 28 августа 2004 года - к 2 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

При этом из приговора суда от 21 апреля 2005 года следует, что А. осужден за совершение покушения на кражу чужого имущества на сумму 840 рублей. Тогда как согласно внесенным в действующее законодательство изменениям (N 74-ФЗ от 16 мая 2008 года) в случае хищения чужого имущества, стоимость которого не превышает 1000 рублей, данное хищение признается мелким и влечет наступление административной, а не уголовной ответственности.

В соответствии с положениями ст. 10 УК РФ, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.

Таким образом, деяние, за которое А. осужден приговором суда от 21 апреля 2005 года декриминализировано, в связи с чем указание на данную судимость А. из вводной части приговора от 14 ноября 2008 года подлежит исключению.

Указания на судимости А. по приговорам от 18 августа 2004 года и от
27 августа 2004 года также подлежат исключению из вводной части приговора, поскольку наказания А. по этим приговорам назначалось в виде лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ, установленные А. по этим приговорам испытательные сроки истекли, в связи с чем эти судимости А. погашены в соответствии со ст. 86 УК РФ.

Отсутствие судимостей у А. свидетельствует об отсутствии в его действиях отягчающего его наказание обстоятельства - рецидива преступлений и влечет необходимость исключения из описательно-мотивировочной части приговора указания на наличие рецидива.

Согласно положениям п. “б“ ч. 1 ст. 58 УК РФ в связи с тем, что А. осужден к наказанию в виде лишения свободы за совершение тяжкого умышленного преступления при отсутствии рецидива преступлений, отбывать назначенное наказание ему следует в исправительной колонии общего режима, о чем правильно указано в кассационном представлении.

При таких обстоятельствах А. для отбывания лишения свободы надлежит назначить исправительную колонию общего режима, а не строгого, как указано в приговоре.

Удовлетворяя доводы кассационного представления, судебная коллегия учитывает, что наказание А. суд первой инстанции назначал с учетом отягчающего его наказание обстоятельства - рецидива преступлений. Однако в связи с тем, что указанное отягчающее наказание А. обстоятельство отсутствует, срок назначенного ему наказания подлежит снижению.

Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора или внесение в него иных изменений, из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Федерального суда общей юрисдикции Дзержинского района суда г. Новосибирска от 14 ноября 2008 года в отношении А. изменить:

- исключить из вводной части приговора указание на наличие у А. судимостей по приговору Центрального районного суда г. Новосибирска
от 18 августа 2004 года, по приговору мирового судьи 3-го судебного участка Дзержинского района г. Новосибирска от 27 августа 2004 года, по приговору мирового судьи 3-го судебного участка Октябрьского района г. Новосибирска от 21 апреля 2004 года;

- исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на наличие отягчающего наказание А. обстоятельства рецидива преступления;

- назначить А. отбывание лишения свободы в исправительной колонии общего режима;

- снизить А. наказание по ч. 3 ст. 30 - ч. 1 ст. 228.1 УК РФ до четырех лет трех месяцев лишения свободы.

В остальной части этот же приговор оставить без изменения. Кассационное представление заместителя прокурора Дзержинского района г. Новосибирска Чурун А.А. удовлетворить.