Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Коми от 12.01.2009 по делу N 3-2-2009 О признании недействующим пункта 3 части 1 статьи 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12.11.2004 N 55-РЗ (в ред. от 18.11.2008) в части слов: “и установленной социальной нормы площади жилого помещения“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 января 2009 г. по делу N 3-2-2009

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12 января 2009 года дело по заявлению Ф.И.О. о признании недействующим п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года N 114-РЗ в части слов: “и установленной социальной нормы площади жилого помещения“,

установил:

Имеющая с 1996 года звание “Ветеран труда“ Селькова В.В. обратилась
в Верховный Суд Республики Коми с уточненным в судебном заседании заявлением о признании недействующим п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года N 114-РЗ в части слов: “и установленной социальной нормы площади жилого помещения“.

В обоснование заявления указала, что п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми предусматривает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде 50% оплаты отопления (теплоснабжения) в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения, хотя в ранее действующей редакции п. 3 ч. 1 ст. 11 указанного выше Закона предоставление такой меры социальной поддержки ограничивалось только пределами нормативов потребления. С принятием же новой редакции оспариваемой нормы ранее достигнутый уровень социальной поддержки ветеранов труда в Республике Коми существенно снижен без предоставления равноценной замены, что противоречит требованиям федерального законодательства.

В судебном заседании представитель Сельковой В.В. - Мартынов В.А. настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.

Представитель Государственного Совета Республики Коми Туркова А.В. и представители Главы Республики Коми Бабенко А.В., Колобова О.Г., Сорокина Н.М. и Лукина А.Н. считали, что требование Сельковой В.В. подлежит отклонению. Полагали, что п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ в части слов: “и установленной социальной нормы площади жилого помещения“, принят в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и полностью согласуется с действующим федеральным законодательством в области социальной поддержки населения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав материалы дела,
суд находит, что заявление Сельковой В.В. подлежит удовлетворению.

Согласно п. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 1; 3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ содержания п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года N 144-РЗ применительно к приведенному принципу свидетельствует о частичном не соответствии указанной нормы действующему федеральному законодательству о социальной поддержке населения в Российской Федерации.

Так, в силу положений ст. 10; 11; 22 Федерального закона “О ветеранах“ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ с изменениями и дополнениями законодательство Российской Федерации о социальной поддержке граждан состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. При этом меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам этих субъектов.

Применительно к приведенным нормам Федерального закона ст. 3 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ предусмотрено, что установленные ст. 11 этого же Закона меры социальной поддержки
ветеранов труда, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, являются расходными обязательствами Республики Коми, финансируемыми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, и предоставляемые с учетом регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Вместе с тем, законодательное решение вопроса о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан обусловлено требованиями преамбулы и ст. 153 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, согласно которым замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации допускается при наличии эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. При этом при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования этих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Предыдущая редакция п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ предусматривала 50% освобождение ветеранов труда от оплаты за отопление (теплоснабжение) в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги, что в целом соответствовало положениям ст. 22 Федерального закона “О ветеранах“ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, которые действовали до вступления в силу Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ и гарантировали ветеранам труда предоставление мер социальной поддержки в виде 50% оплаты тепловой энергии в пределах нормативов потребления указанной услуги, установленных органами местного самоуправления.

Применительно же к действующему законодательству размер платы за коммунальные услуги, включая отопление (теплоснабжение), определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления этих услуг, установленных органами местного самоуправления (ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, Постановлению Правительства Российской Федерации “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ от 23 мая 2006 года N 307 норматив отопления включает в себя расход тепловой энергии исходя из расчета на 1 кв.м общей площади жилых помещений и определяется по соответствующим формулам, не содержащим такого значения как социальная норма площади жилого помещения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“ N 541 издано 29.08.2005, а не 29.08.2006.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“ от 29 августа 2006 года N 541 федеральный стандарт предельной стоимости теплоснабжения, применяемый для определения объема субвенций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, также установлен на 1 кв.м общей площади жилья.

Таким образом, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде 50% оплаты отопления (теплоснабжения) обусловлено пределами установленных в соответствии с федеральным законодательством нормативов потребления, но не социальной нормой площади жилого помещения, поскольку учет этой нормы возможен
только при предоставлении льгот по оплате жилого помещения, что следует из содержания приведенных выше нормативных правовых актов федерального значения, а также из анализа ч. 2 ст. 3; п. 1 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“.

В связи с изложенным п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ в части предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки в виде 50% оплаты отопления (теплоснабжения) в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения не может быть признан законным, поскольку данное ограничение не только противоречит правилам применения нормативов потребления к указанным правоотношениям, но и в нарушение требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ существенно снижает ранее достигнутые уровень и объем социальной поддержки ветеранов труда в Республике Коми.

Кроме того, из общего содержания норм Закона Республики Коми не следует, что предоставляемые указанным лицам меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг носят компенсационный характер.

Поэтому в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ сохраняется ранее установленный федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядок предоставления данной льготы вплоть до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации денежных компенсаций.

При таких обстоятельствах, п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“
от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года N 114-РЗ в части слов: “и установленной социальной нормы площади жилого помещения“, следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение достаточно длительного времени приведенной нормы, суд находит, что она подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с требованиями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ сообщение о настоящем решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ф.И.О. удовлетворить и признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года N 114-РЗ в части слов: “и установленной социальной нормы площади жилого помещения“.

Сообщение о признании недействующим п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми “О социальной поддержке населения в Республике Коми“ в части слов: “и установленной социальной нормы площади жилого помещения“, после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в газете “Республика“.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий

В.В.КРЕТОВ