Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2009 по делу N А45-10560/2009 Ответственность за несвоевременное представление страхователем корректирующих форм индивидуальных сведений действующим законодательством не предусмотрена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2009 г. по делу N А45-10560/2009

резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2009 года

постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего А.А. Кокшарова

судей С.А. Мартыновой, О.Г. Роженас

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда по Первомайскому району г. Новосибирска на решение от 24 июня 2009 (судья С.В. Тарасова) Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 03.09.2009 (судьи Н.А. Усанина, И.И. Бородулина, Е.Г. Шатохина) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10560/2009 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного
фонда по Первомайскому району г. Новосибирска к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Новосибирска средняя общеобразовательная школа N 154 о взыскании штрафных санкций в сумме 17 525,52 руб.,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по Первомайскому району г. Новосибирска (далее - ГУ - Управление Пенсионного фонда по Первомайскому району г. Новосибирска, УПФ, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Новосибирска средняя общеобразовательная школа N 154 (далее - МБОУ города Новосибирска средняя общеобразовательная школа N 154, МОУ СОШ N 154, Учреждение, страхователь) о взыскании штрафных санкций в сумме 17 525,52 руб.

Решением от 24.06.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования ГУ - Управление Пенсионного фонда по Первомайскому району г. Новосибирска оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по Первомайскому району г. Новосибирска полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, а их выводы не соответствуют обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт о взыскании с МОУ СОШ N 154 штрафных санкций в сумме 17 525,52 руб.

По мнению заявителя жалобы, нарушение Учреждением 2-х недельного срока представления корректирующих форм индивидуальных сведений на сотрудников, предусмотренного пунктом 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить судебные акты без изменения.

Арбитражный суд
кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Фондом установлен факт расхождения представленных Учреждением сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2004 - 2007 годы данным содержащимся в первичных документах, о чем составлен акт N 29 от 22.01.2009.

В данном акте содержалось предложение Фонда о представлении МОУ СОШ N 154 корректирующих форм индивидуальных сведений в срок до 14.02.2009.

Запрошенные формы были представлены Учреждением 16.02.2009 и 05.03.2009.

В связи с нарушением срока представления корректирующих форм Фондом принято решение N 1 от 06.03.2009 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закона N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 10 % от суммы страховых взносов, что составило 17 525,52 руб.

На основании указанного решения Фондом 10.03.2009 было выставлено требование N 1 об уплате финансовых санкций в сумме 17 525,52 рублей.

В связи с тем, что в десятидневный срок страхователь не исполнил требование об уплате финансовых санкций, ГУ - Управление Пенсионного фонда по Первомайскому району г. Новосибирска обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с МОУ СОШ N 154 финансовых санкций в сумме 17 525,52 рублей.

Арбитражные суды, отказав в удовлетворении требования ГУ - Управление Пенсионного фонда по Первомайскому району г. Новосибирска, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом
исходит из следующего.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды учитывали пропуск Фондом срока давности взыскания санкций, установленного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации и отсутствием ответственности за нарушение срока представления корректирующих форм индивидуальных сведений.

На основании статьи 11 указанного выше Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год (но не позднее первого марта следующего года) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к самостоятельно уплачивающим взносы работодателям и гражданам применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В силу абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае истечения сроков давности
привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Судами указано, что фактов нарушения страхователем сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по первично поданным сведениям за 2004-2007 годы не установлено.

Согласно пунктам 35 и 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. Страхователь в 2-х недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.

Таким образом, указанные выше нормативные акты не предусматривают ответственность за несвоевременное представление корректирующих форм индивидуальных сведений.

В силу статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Судами исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, приняты законные и обоснованные судебные акты.

Выводы,
содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение арбитражного суда Новосибирской области от 24.06.2009 и постановление от 03.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10560/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.А.КОКШАРОВ

Судьи

С.А.МАРТЫНОВА

О.Г.РОЖЕНАС