Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N Ф04-4830/2009(19029-А75-26) по делу N А75-3452/2009 Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2009 г. N Ф04-4830/2009(19029-А75-26)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего, судьи Т.И. Отческой,

судей Е.В. Поликарпова, Г.В. Чапаевой,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение от 29.05.2009 (судья Л.С. Истомина) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-3452/2009 по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к муниципальному молодежному учреждению “Старт“ о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мегиону Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к муниципальному молодежному учреждению “Старт“ (далее - учреждение) о взыскании задолженности на общую сумму 17 294 руб. 98 коп., из них: пени по налогу на прибыль территориальных предприятий - 3 654 руб.; пени по налогу на прибыль федеральных предприятий - 16 руб. 56 коп.; пени по налогу на добавленную стоимость - 5 183 руб. 32 коп; транспортный налог с организаций - 8 441 руб. 10 коп.

Решением от 29.05.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявленные требования удовлетворены частично.

Суд взыскал с учреждения недоимку по транспортному налогу с организаций за 2 и 3 кварталы 2008 года в сумме 8 441 руб. 10 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшийся по делу судебный акт в части отказа во взыскании пеней по налогу на прибыль территориальных и федеральных предприятий, в остальной части оставить без изменения.

Считает неправомерным вывод суда о том, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, поскольку учреждение не сразу, а постепенно и не в полном объеме уплачивало начисленные суммы налога.

Отзыв на кассационную жалобу от учреждения в суд не представлен.

Проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что налоговым органом в адрес муниципального молодежного учреждения “Старт“ направлено требование N 33409
об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.11.2008 на общую сумму 13 173 руб., из которых: 513 руб. - “налог на прибыль федеральных предприятий“ (т. 1, л.д. 53) по сроку оплаты 28.10.2008, 3 308 руб. - транспортный налог по сроку уплаты 31.07.2008 и 9 352 руб. - транспортный налог по сроку уплаты 31.10.2008.

Налоговым органом также направлено учреждению требование N 5581 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.11.2008, которым предложено в срок до 01.12.2008 уплатить пени по “налогу на прибыль территориальных предприятий“ (т. 1, л.д. 19) в размере 2 637 руб. 98 коп.

Требованием N 5580 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.11.2008 учреждению предложено в срок до 01.12.2008 уплатить пени по “налогу на прибыль федеральных предприятий“ (т. 1, л.д. 36) в размере 11 руб. 14 коп.

Требованием N 5582 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.11.2008 учреждению предложено в срок до 01.12.2008 уплатить пени по налогу на добавленную стоимость в размере 5 183 руб. 32 коп.

Требованием N 6092 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.12.2008 учреждению предложено в срок до 26.01.2009 уплатить пени по “налогу на прибыль федеральных предприятий“ (т. 1, л.д. 35) в размере 5 руб. 42 коп.

Также налоговым органом учреждению направлено требование N 6093 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 29.12.2008, которым предложено в срок до 26.01.2009 уплатить пени по “налогу на прибыль территориальных предприятий“ (т. 1, л.д. 18) в размере 1 016 руб. 02 коп.

Неисполнение учреждением в добровольном порядке указанных требований налогового
органа явилось основанием для обращения его в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о взыскании с управления задолженности на общую сумму 17 294 руб. 98 коп., из них: пени по налогу на прибыль территориальных предприятий - 3 654 руб.; пени по налогу на прибыль федеральных предприятий - 16 руб. 56 коп.; пени по налогу на добавленную стоимость - 5 183 руб. 32 коп, транспортный налог с организаций - 8 441 руб. 10 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Таким образом, законность и обоснованность принятых по делу судебных актов проверяется в части отказа в удовлетворении требований Инспекции.

Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований в части взыскания пени по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость, суд первой инстанции, исходя из положений статей 23, 45, 46-48, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, доказательства наличия задолженности у налогоплательщика, правомерность ее начисления, соблюдения сроков, предусмотренных для взыскания налогов и пени, налоговым органом не доказаны.

Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговый орган, предлагая учреждению уплатить пени по налогу на прибыль территориальных предприятий в размере 3 654
руб., пени по налогу на прибыль федеральных предприятий размере 16 руб. 56 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 5 183 руб. 32 коп., одновременно не предлагает уплатить соответствующую сумму недоимки, на которую начислены пени в названной сумме, и которая, согласно выписке из лицевого счета, не погашена до настоящего времени.

Суд первой инстанции, исследуя представленные налоговым органом в материалы дела доказательства в их совокупности, установил, что суммы недоимок и сроки уплаты налогов, указанные в требованиях от 29.12.2008, N N 6093, 6092, от 10.11.2008 N N 5580, 5581, 5582 не совпадают с суммами и сроками, указанными в расчете программно-начисленных пеней, выписке из лицевого счета налогоплательщика.

Кроме того, из содержания расчета невозможно определить: дату начала возникновения недоимки, дату окончания существования недоимки (в случае ее погашения учреждением), сумму недоимки в течение всего периода ее существования, основания возникновения недоимки, на которую начислены пени.

Из представленных налоговым органом в подтверждение наличия недоимки по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость и основания их возникновения, копий налоговых деклараций по этим налогам по соответствующим периодам, следует, что расчет программно-начисленных пени произведен на иную задолженность.

В материалах дела отсутствуют иные доказательства, подтверждающие правомерность начисления пени.

Вывод суда первой инстанции о том, что расчет программно-начисленных пеней, выписка из лицевого счета налогоплательщика не являются надлежащими доказательствами правомерности начисления спорных пеней, суд кассационной инстанции, учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, считает правильным.

Таким образом, суд правомерно, руководствуясь положениями статей 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.12.2008 N N 6093, 6092, от 10.11.2008 N
N 5580, 5581, 5582 не могут быть положены в основу решения суда о взыскании спорных сумм пени.

Доводы кассационной жалобы налогового органа, о том, что ММУ “Старт“ не сразу, а постепенно и не в полном объеме уплачивало начисленные суммы налога, в связи с чем выставлены требования о взыскании пени по налогам, были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом первой инстанции, им была дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащая правовая оценка.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте в части доводов, содержащихся в кассационной жалобе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.

Нарушений норм материального и процессуального права по делу не установлено.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.05.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-3452/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи

Е.В.ПОЛИКАРПОВ

Г.В.ЧАПАЕВА