Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2009 N Ф04-5038/2009(13112-А75-30) по делу N А75-369/2009 При отсутствии доказательств нарушения прав и интересов муниципального образования при заключении договора аренды без оценки муниципального имущества основания для признания договора недействительным отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2009 г. N Ф04-5038/2009(13112-А75-30)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Лукьяненко М.Ф.,

судей Клиновой Г.Н., Орловой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании без участия надлежащим образом извещенных представителей сторон кассационную жалобу заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение от 10.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Козицкая И.А.) по делу N А75-369/2009 по иску заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к департаменту имущественных и земельных отношений города Сургута, обществу с ограниченной ответственностью “Сургутский центр “Экология“, г. Сургут, третье лицо - администрация города Сургута, о признании сделки недействительной,

установил:

заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с иском к департаменту имущественных и земельных отношений города Сургута, обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) “Сургутский центр “Экология“, г. Сургут о признании недействительным договора аренды муниципального недвижимого имущества от 17.12.2007 N 2, заключенного между Департаментом и Обществом.

Исковые требования мотивированы нарушением ответчиками порядка заключения договора в нарушение положений статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ без проведения оценки имущества. Требования обоснованы ссылками на статьи 167, 168, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2, 3, 5, 8 Закона об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от иска к администрации г. Сургута производство по делу в части требований истца к администрации подлежит прекращению.

Суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек администрацию г. Сургута к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением от 10.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры производство по делу в части требований истца к администрации г. Сургута прекращено. Исковые требования оставлены без удовлетворения.

Суд мотивировал решение тем, что необходимость проведения оценки установлена в интересах публичного образования, однако доказательств нарушения прав и законных интересов муниципального образования г. Сургут при заключении спорного договора истцом не представлено.

В кассационной жалобе прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.

Податель
кассационной жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют требованиям закона. Положение, содержащиеся в пункте 3 Информационного письма N 92, не может быть буквально применено к рассматриваемому спору ввиду несовпадения оснований исковых требований, содержащихся в заявлении прокуратуры и категории споров, рекомендации относительно которых содержатся в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Факт несоблюдения требований закона при заключении оспариваемого договора в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет его ничтожность.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация города Сургута просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, между муниципальным образованием г. Сургут в лице директора Департамента имущественных и земельных отношений города Сургута (арендодатель) и ООО “Сургутский центр “Экология“ (арендатор) заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества от 17.12.2007 N 2.

Согласно пункту 1.1 договора арендодатель обязался передать арендодателю во временное пользование за плату муниципальное имущество: часть встроенного помещения (кабинеты N N 18, 21), расположенное на 1 этаже 5-этажного дома по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31 А, находящееся в собственности муниципального образования г. Сургут, для размещения под офис.

Истец, считая, что данный договор в нарушение норм действующего законодательства заключен без оценки имущества, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Согласно статье 8 Закона об оценочной деятельности проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку
объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

Судом установлено, что размер арендной платы по договору определен на основании утвержденной методики, согласован сторонами договора, истцом не оспаривается. Доказательства порока воли сторон при определении размера арендной платы истец не представил.

Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 “О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком“, суд пришел к правильному выводу о том, что непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания сделки недействительной по мотивам нарушения требований закона.

Данная позиция соответствует статье 12 Закона об оценочной деятельности.

Кроме того, обращаясь с иском о признании сделки недействительной, прокурор не указал, какие негативные последствия возникли в связи с совершением оспариваемой сделки.

Довод заявителя о том, что при принятии решения суд неправомерно руководствовался Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92, судом кассационной инстанции не принимается.

Статьей 16 Федерального закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ установлено, что к полномочиям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относятся рассмотрение отдельных вопросов судебной практики и информирование арбитражных судов в Российской Федерации о результатах рассмотрения.

Таким образом, Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 издано в соответствии с его полномочиями, в связи с чем суд, давая оценку доводам
истца о нарушении при заключении договора аренды Закона об оценочной деятельности, правомерно руководствовался разъяснениями, изложенными в данном письме.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.04.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-369/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ф.ЛУКЬЯНЕНКО

Судьи

Г.Н.КЛИНОВА

Н.В.ОРЛОВА