Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.08.2009 N Ф04-4732/2009(12342-А03-32) по делу N А03-4549/2009 Юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, так как данная организация, не являясь управляющей рынком компанией и не имея разрешения на право организации рынка, предоставляет торговые места в пределах розничного универсального рынка на платной основе для осуществления торговой деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2009 г. N Ф04-4732/2009(12342-А03-32)

(извлечение)

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу заинтересованного лица открытого акционерного общества “Южное торговое объединение“ на решение от 13.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья Д.В. Музюкин) по делу N А03-4549/2009 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к открытому акционерному обществу “Южное торговое объединение“ о привлечении к административной ответственности,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Алтайскому краю (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества “Южное торговое объединение“ (далее по тексту - ОАО “ЮТО“, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы тем, что Общество осуществляло предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением от 13.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края требования Управления удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО “ЮТО“ просит, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, решение отменить и прекратить производство по делу. Заявитель жалобы считает, что событие административного правонарушения и факт совершения его Обществом не были доказаны Управлением.

В отзыве на кассационную жалобу Управление по ее доводам возражает, просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что Управлением 08.04.2009 проведена внеплановая проверка по соблюдению Обществом законодательства о розничных рынках при организации им розничной торговли по адресу: г. Рубцовск, ул. Красная, 107.

В ходе проверки установлено, что Обществом осуществлялась предпринимательская деятельность, без специального разрешения на право организации рынка ОАО “ЮТО“. Общество фактически предоставляло торговые места в пределах (границах) розничного универсального рынка “Южный“ по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Красная, 107 на платной основе индивидуальным предпринимателям, гражданам - продавцам, работающим у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не являющимися их
работниками.

Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра N 3 от 08.04.2009 и в протоколе об административном правонарушении от 13.04.2009.

Полагая, что выявленное правонарушение является нарушением части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ (далее - Закон N 271-ФЗ), Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения, признал его виновным и назначил наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

В силу части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Порядок организации и осуществления деятельности розничного рынка регулируется специальным законом - Законом N 271-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 3 Закона N 271-ФЗ определено понятие “розничного рынка“ как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнении работ, оказанию услуг) на основе свободного определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи и договоров бытового порядка цен и имеющий в своем составе торговые места.

Пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного Закона установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано
в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статей 3, 15 Закона N 271-ФЗ право предоставлять торговые места на розничном рынке специально оборудованное и отведенное торговое место принадлежит управляющей компании, то есть юридическим лицам, которым принадлежит рынок, состоящим на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющим разрешение на право организации рынка, полученное в установленном законом порядке.

Судом установлено, что Общество, не являясь управляющей рынком компанией и не имея разрешения на право организации рынка, предоставляет торговые места в пределах розничного универсального рынка “Южный“ на платной основе индивидуальным предпринимателям, гражданам - продавцам, работающим у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также гражданам для осуществления ими торговой деятельности.

Данный факт подтверждается показаниями свидетелей, протоколом N 3 от 08.04.2009, кассовым чеком от 07.04.2009, актом проверки от 13.04.2009 N 269.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, арбитражный суд правильно установил, что Общество имело возможность получить лицензию. Доказательств обратного не представлено.

Поэтому вывод суда о наличии в действиях Общества состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная правовая оценка, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4549/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Южное торговое объединение“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.