Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.07.2009 N Ф04-4021/2009(10147-А46-31) по делу N А46-438/2009 Постановление о назначении административного наказания за непредставление сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, признано недействительным, поскольку административный орган не доказал, что заявитель является лизинговой компанией, финансовые операции которой подлежат обязательному контролю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2009 г. N Ф04-4021/2009(10147-А46-31)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу на решение от 18.02.2009 (судья Ю.П. Чулков) Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.05.2009 (судьи Н.А. Шиндлер, О.А. Сидоренко, А.Н. Лотов) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-438/2009 по заявлению открытого акционерного общества “Карбышевское“ к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу о признании незаконным и отмене
постановления о назначении административного наказания,

установил:

открытое акционерное общество “Карбышевское“ (далее - Общество, ОАО “Карбышевское“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по СФО) от 28.11.2008 N 04-02/08-373П о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 60 000 руб.

Решением арбитражного суда от 18.02.2009, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявление Общества удовлетворено.

В кассационной жалобе МРУ Росфинмониторинга по СФО, полагая, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении требований, постановление о назначении административного наказания оставить без изменений.

По мнению заявителя жалобы, права и законные интересы ОАО “Карбышевское“ не нарушены, постановление о назначении административного наказания вынесено законно и обоснованно, поскольку отношения, возникающие из заключенных ОАО “Карбышевское“ договоров финансовой субаренды, по сути, являются лизинговыми отношениями, в связи с чем Общество обязано соблюдать требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ в части фиксирования и направления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю.

В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу МРУ Росфинмониторинга по СФО от Общества не поступил.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует
из материалов дела, МРУ Росфинмониторинга по СФО была проведена проверка ОАО “Карбышевское“ на основании пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее - Закон N 115-ФЗ).

В ходе проверки МРУ Росфинмониторинга по СФО было установлено, что Обществом в нарушение требований статей 6, 7 Закона N 115-ФЗ не зафиксированы сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, и не представлены в Росфинмониторинг сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю; у Общества отсутствуют правила внутреннего контроля, согласованные с Росфинмониторингом, не назначено должностное лицо, ответственное за соблюдение в Обществе правил внутреннего контроля и реализацию его программ.

По результатам проверки МРУ Росфинмониторинга по СФО составлен акт от 11.11.2008 N 112 В, протокол об административном правонарушении от 11.11.2008 N 04-02/08-373 и вынесено постановление от 28.11.2008 N 04-02/08-373П о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 60 000 руб.

Общество, полагая, что указанное постановление МРУ Росфинмониторинга по СФО не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным.

Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из
следующего.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, как обоснованно указал арбитражный апелляционный суд, является организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом.

Отношения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“. В соответствии с данным Законом установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 “О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом“ установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.

Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено, что
правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Согласно пункту 2 этого же Постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в данной статье. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 названного Закона предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по таким операциям, подлежащим обязательному контролю.

Статьей 5 Закона N 115-ФЗ определен перечень указанных организаций, в число которых включены лизинговые компании.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)“ установлено, что лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с
законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

Из статьи 4 названного Закона следует, что лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Согласно статье 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом “Росагролизинг“ (далее по тексту - ОАО “Росагролизинг“) и ОАО “Карбышевское“ был заключен договор лизинга, в соответствии с которым ОАО “Росагролизинг“ приобретало в собственность у организаций для передачи в лизинг сельскохозяйственную технику. ОАО “Карбышевское“ указанное имущество передавало в соответствии с названным договором в пользование своим контрагентам по договорам сублизинга.

В силу статьи 8 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)“ сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

Имущество, являющееся предметом договоров лизинга, было приобретено
в собственность ОАО “Росагролизинг“.

Проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что изложенные выше обстоятельства не свидетельствуют о том, что ОАО “Карбышевское“ является лизингодателем, следовательно, Общество нельзя назвать лизинговой компанией.

Каких-либо иных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что Общество является лизинговой компанией, в том числе наличие у него заключенных договоров лизинга, по которым Общество является лизингодателем, в материалах дела не имеется.

В уставе Общества также не указано на наличие такого вида деятельности как лизинговая деятельность.

В этой связи арбитражный апелляционный суд, отклоняя довод МРУ Росфинмониторинга по СФО о том, что наличие у организации обязанностей, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, не связано с наличием фактического осуществления организацией лизинговой деятельности, обоснованно исходил из непредставления МРУ Росфинмониторинга по СФО не только доказательств фактического осуществления Обществом деятельности как лизингодателя, но и наличия в учредительных документах Общества указания на осуществление деятельности в качестве лизингодателя.

При указанных обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств того, что Общество является лизинговой компанией, то есть субъектом, финансовые операции которого подлежат обязательному контролю в соответствии с нормами Закона N 115-ФЗ, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО “Карбышевское“ не является субъектом административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу повторяющие доводы апелляционной жалобы, оценивались судом и обоснованно отклонены как не свидетельствующие о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права.

Таким образом, арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального
закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.02.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.05.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-438/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.