Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.06.2009 N Ф04-3492/2009(8726-А81-6) по делу N А81-4751/2008 При отсутствии правового регулирования порядка применения размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, при разрешении спора о применении данного коэффициента применяются нормативные акты Российской Федерации, а также самого округа, которые не противоречат федеральному законодательству и не оспорены в установленном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2009 г. N Ф04-3492/2009(8726-А81-6)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г. Салехард, на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А81-4751/2008 по заявлению государственного учреждения “Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г. Салехард, об оспаривании
ненормативного правового акта государственного органа,

установил:

государственное учреждение “Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард, (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г. Салехард, (далее - Управление) о признании недействительным пункта 1 предписания от 01.11.2008 N 44.

Решением арбитражного суда от 23.12.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009, заявленное Учреждением требование удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, указывая, что выводы арбитражных судов о правомерном применении Учреждением районного коэффициента к заработной плате работников в размере 1,8 противоречат нормам действующего законодательства. Кроме того, арбитражный суд не привлек к участию в деле Правительство Российской Федерации и не проинформировал прокурора об участии в деле.

Отзыв на кассационную жалобу от Учреждения к началу судебного заседания не поступил.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в период с 15.10.2008 по 22.10.2008 Управлением проведена проверка целевого использования Учреждением средств федерального бюджета в 2007 году. В ходе проверки Управление установило нарушение Учреждением статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях“, выразившееся в том, что Учреждение в 2007 году применяло районный коэффициент к заработной плате работников в размере 1,8 вместо 1,5, что привело к неправомерному расходованию в 2007 году средств федерального бюджета в размере 1 234 723,33 рубля.

По результатам проверки Управление составило акт от 22.10.2008 года, выдало Учреждению предписание от 01.11.2008 N 44 по устранению выявленных нарушений, в пункте 1 которого указано на данное нарушение и предложено в срок до 01.12.2008 принять меры по восстановлению неправомерно произведенных расходов за счет средств федерального бюджета в сумме 1 234 723,33 рубля.

Учреждение, не согласившись с пунктом 1 предписания от 01.11.2008 N 44, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворив заявление Учреждения, а Восьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, правомерно исходили из следующего.

Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи Конституции Российской Федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что с момента введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации и до рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, Правительством Российской Федерации не установлен
размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецкого автономного округа.

Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза Советских Социалистических Республик, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 “О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств“, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 “О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями“, следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, а также при назначении указанным лицами лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению
в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

С учетом установленных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о том, что в условиях отсутствия правового регулирования порядка применения размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе на момент рассмотрения данного арбитражного дела следует применить к рассматриваемым правоотношениям нормативные акты Российской Федерации, а также и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, которые не противоречат федеральному законодательству и не оспорены в установленном порядке.

Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 “О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями“ и действовавшего порядка определения районного коэффициента к заработной плате, установленной Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 89-ЗАО “О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа“, правомерными являются выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что подлежит применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в населенных пунктах севернее Полярного круга в Ямало-Ненецком
автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,8, как следствие отсутствия правового регулирования данного вопроса.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2009 N Ф04-6125/2008(15334-А81-43), от 02.06.2009 N Ф04-3205/2009(7592-А81-32).

Высший Арбитражный Суд определением от 21.05.2009 N 5741/09 отказал в передаче дела N Ф04-6125/2008(15334-А81-43) в Президиум ВАС РФ.

Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.

Ссылка арбитражных судов на постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.04.1999 N 108 и решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.1991 N 53 на правильность судебных актов не влияет.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.

Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.

Доводы Управления о том, что к участию в деле не привлечены Правительство Российской Федерации и прокурор, не принимаются во внимание. Указанные доводы были предметом рассмотрения Восьмого арбитражного апелляционного суда и им дана правильная оценка.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.12.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А81-4751/2008 оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.