Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2009 N Ф04-589/2009(20588-А03-39) по делу N А03-8640/2008-19 Требование о взыскании убытков, составляющих компенсацию льгот педагогическим работникам по оплате электрической энергии, удовлетворено, поскольку обязанность по возмещению указанных расходов возлагается на Российскую Федерацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2009 г. N Ф04-589/2009(20588-А03-39)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А03-8640/2008-19 по иску открытого акционерного общества “Алтайэнергосбыт“ к Российской Федерации - Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, третьи лица: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитет по социальной защите населения администрации Рубцовского района,

установил:

открытое
акционерное общество “Алтайэнергосбыт“ (далее - ОАО “Алтайэнергосбыт“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 28 462,78 руб. убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008, исковые требования удовлетворены частично: за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 23 339,48 руб. убытков, в части иска о взыскании 5 123,30 руб. убытков отказано в связи с необоснованностью.

В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению заявителя, из расходов, понесенных ОАО “Алтайэнергосбыт“ в связи с оказанием льгот по оплате электрической энергии педагогическим работникам необходимо было исключить сумму НДС, полученную им незаконно за 11 месяцев 2007 года.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации не могла предъявить истцу встречный иск и не может обратиться в суд с самостоятельными исковыми требованиями, так как данные расходы нес не федеральный, а краевой бюджет.

В данном случае Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком, соответствующие убытки должны компенсироваться из бюджета субъекта Российской Федерации как расходные обязательства Алтайского края, которые возникают из принятого им нормативного акта.

Сумма НДС, уже незаконно полученная ОАО “Алтайэнергосбыт“ в 2007 году, в размере 34 132,41 руб., значительно превышает сумму, заявленную истцом - 28 462,78 руб. Краевой бюджет уже понес незаконные расходы, компенсируя расходы 28 462,78 руб. с
учетом НДС.

Задолженность за декабрь 2007 года перед истцом отсутствует, поскольку только в декабре 2007 года истец получил от Комитета по социальной защите населения Рубцовского района 105 488,82 руб. с учетом НДС.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ОАО “Алтайэнергосбыт“ и Комитетом по социальной защите населения администрации Рубцовского района заключен договор от 01.10.2006 N 2 о возмещении затрат ОАО “Алтайэнергосбыт“ на предоставление мер социальной поддержки по оплате за потребленные энергоресурсы лицам, имеющим право на указанные льготы в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что ОАО “Алтайэнергосбыт“ в 2007 году поставляло электрическую энергию гражданам, проживающим на территории Рубцовского района Алтайского края, в том числе лицам, которые в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“ являются педагогическими работниками образовательных учреждений.

Комитет по социальной защите оплатил оказанные в полном объеме услуги в сумме 223 756,92 руб. В связи с необходимостью возмещения оставшейся суммы убытков в размере 28 462,78 руб. ОАО “Алтайэнергосбыт“ обратилось в суд с иском к Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ обеспечение мерами социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, является расходным обязательством Российской Федерации, которая предусматривает соответствующие средства для их реализации. В связи с чем, в рассматриваемом случае ответчик является надлежащим. Долг в сумме 28 462,78 руб. подтвержден материалами дела.
Из расходов, понесенных ОАО “Алтайэнергосбыт“ в связи с указанием льгот на оплату электрической энергии педагогическим работникам, исключена сумма НДС.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)“ возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, производится органом, уполномоченным администрацией Алтайского края, на основании заключенных с организациями договоров за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования
о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В нормах Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ отсутствует указание о финансировании мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

Статьей 39 Закона Алтайского края от 27.12.2006 N 141-ЗС “О краевом бюджете на 2007 года утверждено распределение средств, передаваемых из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим
в сельской местности, в сумме 267 253 тыс. рублей, в том числе на погашение кредиторской задолженности за 2006 год, согласно приложению 29 к настоящему Закону.

Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, выводы судов основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных судом, и доказательствах, имеющихся в материалах дела. Суд не усматривает оснований для изменения или отмены судебных актов.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в данном случае Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы убытки на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ссылка заявителя на то, что ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, не может быть принята во внимание, поскольку решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Иных доводов, опровергающих правильность выводов арбитражного суда, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 08.09.2008 и постановление Седьмого арбитражного
апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А03-8640/2008-19 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.