Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 N Ф04-358/2009(20061-А75-32) по делу N А75-5180/2008 В заявлении о признании недействительным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта отказано правомерно, поскольку предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей строительства не допускается без проведения торгов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2009 г. N Ф04-358/2009(20061-А75-32)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Трансстройпуть“ на решение от 07.10.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу N А75-5180/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Трансстройпуть“ к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Сургута, с участием третьего лица - Администрации г. Сургута, об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Трансстройпуть“ (далее по тексту - ООО “Трансстройпуть“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города
Сургута (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным отказа письмом N 14-2308/8(08) от 03.03.2008 в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1,6 га, расположенного в Восточном промрайоне по ул. Инженерной г. Сургута, с предварительным согласованием места размещения для строительства объекта: производственной базы в составе: подъездные железнодорожные пути, КПП, АБК, холодный склад производственный цех, гараж, а также об обязании подготовить и выдать акт выбора указанного земельного участка.

Заявленные требования мотивированы тем, что данный отказ противоречит положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Общества на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка.

Решением от 07.10.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении требования Обществу отказано в полном объеме по мотиву необоснованности.

В кассационной жалобе ООО “Трансстройпуть“ просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, поскольку суд, по мнению заявителя, неосновательно по настоящему делу учел обстоятельства, не имеющие преюдициального значения, установленные судом по другому делу, поскольку в деле участвовали не одни и те же лица, что в данном деле.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил нормы материального права, не установив несоответствие пунктов 1, 2 постановления Администрации г. Сургута от 07.12.2007 N 3999 статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу третье лицо - Администрация города Сургута и заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений по доводам, изложенным в кассационной жалобе, возражают, считают выводы суда по делу, изложенные в решении от 07.10.2008, являются обоснованными, просят в удовлетворении жалобы отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного и третьего лиц поддержал доводы, изложенные в
отзыве.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что Департамент письмом N 14-2308/8/(08) от 28.03.2008 (л.д.21, т.1) отказал Обществу в удовлетворении его заявления (л.д.22,т.1) в предоставлении земельного участка в аренду, с предварительным согласованием, под строительство производственного объекта: базы в составе подъездных железнодорожных путей, КПП, АБК, холодный склад производственный цех, гараж.

Департамент, мотивируя отказ, указал, что согласно постановлению Администрации г. Сургута от 07.12.2007 N 3999 “О предоставлении земельных участков под строительство“ предоставление земельных участков для строительства на территории города осуществляется исключительно без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. по результатам торгов.

Полагая отказ Департамента незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Обществу, исходил из того, что Общество не представило доказательств о получении необходимых согласований по вопросам предоставления указанного им земельного участка для строительства, то есть нарушило установленный порядок оформления и представления документов.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.

Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен
предшествовать выбор участка для строительства.

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что доказательства обращения в Департамент с указанным запросом в соответствии с требованиями закона Общество не представило.

Решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III утверждены “Правила землепользования и застройки города Сургута“ (далее по тексту - Правила).

Во исполнение названных Правил, постановлением главы администрации г. Сургута от 07.12.2007 N 3999 “О предоставлении земельных участков для строительства“ установлен порядок предоставления земельных участков в г. Сургуте.

Из данных Правил усматривается, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей строительства не допускается без проведения торгов (гл.1, пункт 2 статьи 1), что соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Правила предусматривают предоставление права аренды земельных участков
для целей жилищного строительства.

Суд, на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил, что обстоятельства о законности постановления от 07.12.2007 N 3999, ранее являлись предметом рассмотрения в рамках другого дела N А75-2539/2008 - по заявлению ООО “СеверСтройСити“ к Администрации г. Сургута, с участием третьих лиц - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута, прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, об оспаривании нормативного правового акта. Решением по указанному делу, вступившему в законную силу, постановление признано законным.

Таким образом, нормативный правовой акт, которым установлен порядок применения вышеназванных Правил в части предоставления земельных участков для строительства, является обязательным для исполнения всеми на территории муниципального образования. Ссылка суда на вышеназванное решение суда в данном случае является обоснованной независимо от участия в деле лиц, являющихся сторонами по настоящему делу, она не привела к принятию незаконного решения по существу спора.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке установленных судом обстоятельств по делу и выводов суда.

Нарушений при рассмотрении дела судом норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, по данному делу не имеется.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.10.2008 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-5180/2008 оставить
без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Трансстройпуть“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.