Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2009 N Ф04-7723/2008(17497-А45-29) по делу N А45-9479/2008 Решение налогового органа о начислении организации пеней за несвоевременное перечисление НДФЛ, удержанного с работников, признано частично недействительным, так как не предоставлены документы, подтверждающие нарушение закрепленных в установленном законом порядке сроков перечисления НДФЛ в бюджет субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2009 г. N Ф04-7723/2008(17497-А45-29)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области на решение от 26.08.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9479/2008, возбужденному на основании заявления открытого акционерного общества “Сибпромжелдортранс“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области и Управлению Федеральной налоговой службы по Новосибирской области,

установил:

открытое акционерное общество “Сибпромжелдортранс“ (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о
признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее по тексту - Инспекция) N 150 от 28.03.2008 в части начисления пени в размере 90 449,76 рублей, за нарушение сроков перечисления налога на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) в размере 1 078 617 рублей, удержанного из доходов работников Куйбышевского производственного участка.

Общество, исходя из особенностей зачисления НДФЛ, закрепленных в ст. ст. 56, 61, 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считает необоснованным начисление пени, на сумму налога подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (70 процентов от суммы несвоевременного перечисленного налога), поскольку независимо от того, где был уплачен налог, органами федерального казначейства производится распределение и зачисление налога в соответствующие бюджеты.

Решением от 26.08.2008 заявленное обществом требование удовлетворено частично. Решение Инспекции N 150 от 28.03.2008 признано недействительным в части начисления пени по НДФЛ в размере 63 314,84 рублей по производственному участку в г. Куйбышеве. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.

Арбитражным судом признано необоснованным начисление налоговым органом пени в размере 63 314,84 рублей, вследствие недоказанности факта несвоевременного перечисления НДФЛ в части налоговых доходов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 755 031,90 рублей.

Начисление налоговым органом пени на суммы НДФЛ, зачисляемого в бюджеты поселений и муниципального района признано законным и обоснованным. При принятии решения в данной части арбитражный суд исходил из того обстоятельства, что в соответствии с приказом Министерства финансов РФ N 116н от 16.12.2004 органы федерального казначейства осуществляют распределение поступлений между бюджетами по соответствующему коду бюджетной классификации и коду ОКАТО, которые указаны в платежных документах
плательщика.

В апелляционной инстанции арбитражного суда законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции по делу решения не проверялась.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить принятое арбитражным судом первой инстанции по делу решение в части удовлетворенных требований и вынести новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению налогового органа, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения в обжалуемой части не учтено, что общество в 2006 - 2007 годах производило уплату сумм удержанного НДФЛ по месту нахождения головной организации, с указанием в платежных документах в назначении платежа кодов ОКАТО г. Новосибирска, что привело к непоступлению в бюджет города Куйбышева, на территории которого расположено обособленное подразделение, соответствующей суммы налога и излишнюю уплату налога, по месту нахождения головной организации.

Общество отзыв на кассационную жалобу налогового органа не представило.

Представитель общества в судебном заседании просил оставить кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражным судом первой инстанции при принятии решения в обжалуемой части норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя общества, проверив правильность применения Арбитражным судом Новосибирской области при принятии решения в обжалуемой части норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела следует, что должностными лицами налогового органа 04.03.2008 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц (далее по
тексту - НДФЛ) за период с 01.04.2006 по 01.09.2007, результаты которой отражены в акте N 150.

По результатам выездной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции 28.03.2008 принято решение N 150, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении налоговых правонарушении и привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, общая сумма которого составляет 19 916 рублей. Также обществу предложено перечислить в бюджет доначисленные налоги и пени, в том числе 90 446,76 рублей, начисленных за нарушение сроков перечисления в бюджет НДФЛ, удержанного из полученных работниками, осуществляющими трудовую деятельность на производственном участке в г. Куйбышеве, дохода.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о том, что в нарушение п. п. 1, 3 ст. 24, п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 01.04.2006 по 01.09.2007 общество перечисляло налог, исчисленный с доходов, выплаченных работникам обособленного подразделения в г. Куйбышеве, по месту нахождения общества в г. Новосибирске.

Общество, не согласившись с решением Инспекции в отношении начисления пени на НДФЛ, удержанный из доходов работников производственного участка в г. Куйбышеве, но не перечисленный в бюджет, обратилось в Управление с жалобой.

Управлением жалоба общества оставлена без удовлетворения. Однако в решение N 150 от 28.03.2008 внесено изменение, путем включения в п. 3.1 резолютивной части подпункта 8, согласно которого на общество возлагается обязанность уплатить недоимку по НДФЛ по производственному участку в г. Куйбышеве в размере 1 078 617 рублей.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное обществом требование в части признания недействительным решения налогового органа о возложении на него обязанности по перечислению в бюджет пени
в размере 63 314,84 рублей, начисленных на НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет Новосибирской области, исходил из недоказанности факта несвоевременного перечисления НДФЛ в части налоговых доходов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 755 031,90 рублей.

Согласно п. п. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Пунктом 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогового агента перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения сумму налога, определяемую исходя из суммы дохода, выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

В соответствии с Федеральными законами “О федеральном бюджете на 2006 год“ от 26.12.2005 N 189-ФЗ и “О федеральном бюджете на 2007 год“ от 19.12.2006 N 238-ФЗ налог на доходы физических лиц, составляющий доходную часть бюджета, подлежал учету и распределению между уровнями бюджетной системы по определенным нормативам.

Согласно порядка формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, закрепленных в ст. ст. 56, 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, налоговые доходы от НДФЛ подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 70 процентов, в бюджет поселений - 10 процентов, в бюджеты муниципальных районов - 20 процентов.

Предусмотренный п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации порядок перечисления в соответствующий бюджет суммы удержанного налога на доходы физических лиц по месту нахождения обособленных подразделений организации - налогового агента направлен на обеспечение поступления соответствующих сумм налога в определенных нормативах в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится обособленное подразделение.

Налоговым органом
в ходе в проверки установлено, и данное обстоятельство не обжалуется обществом, что в проверяемом периоде удерживаемый из доходов работников Куйбышевского производственного участка НДФЛ перечислялся в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации.

Поскольку налоговым органом в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлены документы, подтверждающие нарушение закрепленных в установленном законом порядке сроков перечисления НДФЛ в бюджет субъекта Российской Федерации, у арбитражного суда первой инстанции были законные основания для признания решения Инспекции недействительным в части возложения на общество обязанности уплатить пени, начисленный на НДФЛ, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

В связи с тем, что налоговым органом документально не опровергнуты вывод суда, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, предоставленных сторонами, дана правильная оценка, основания для отмены или изменения принятого по делу решения в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Нарушения Арбитражным судом Новосибирской области при принятии решения в обжалуемой части норм процессуального права не установлены.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.08.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-9479/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.