Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по делу N А33-10126/2009 По делу о взыскании долга и пени по договору аренды лесных участков.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2009 г. по делу N А33-10126/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “22“ декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен “29“ декабря 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуровой Т.С.,

судей: Споткай Л.Е., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Орион“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “17“ сентября 2009 года по делу N А33-10126/2009, принятое судьей Мыглан Л.А.,

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края (далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной
ответственностью “Орион“ (далее также ответчик) о взыскании 1 579 274 рублей 40 копеек, из них: 1 233 120 рублей задолженности по арендной плате, 346 154 рубля 40 копеек пени по договору аренды лесных участков от 10 декабря 2008 года N 242-з.

Истец неоднократно в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменял размер требований, в связи с чем суд первой инстанции рассматривал требование о взыскании с ответчика 1 901 941 рубля 66 копеек, из них: 1 085 440 рублей задолженности по арендной плате и 816 501 рубля 66 копеек пени.

В представленных суду возражениях на иск ответчик признал обоснованным требование истца о взыскании арендной платы по договору от 10 декабря 2008 года N 242-з за период с 15 марта по 14 июля 2009 года в размере 1 085 440 рублей являются обоснованными (л.д. 35).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью “Орион“ взыскано в пользу Агентства лесной отрасли Красноярского края 1 185 440 рублей, из них: в федеральный бюджет 705 084 рубля 50 копеек задолженности по арендной плате и 55 000 рублей пени, в краевой бюджет 380 355 рублей 50 копеек задолженности и 45 000 рублей пени. Во взыскании остальной суммы иска отказано.

С общества с ограниченной ответственностью “Орион“ взыскано в доход федерального бюджета 21 009 рублей 71 копейка государственной пошлины.

При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по внесению арендной платы в виду наличия заключенного между ним и истцом договора, а также доказанности факта
передачи ответчику указанных в договоре аренды участков лесного фонда. Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств, суд первой инстанции признал правомерным требование истца о взыскании неустойки, но в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил подлежащую взысканию сумму неустойки.

Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью “Орион“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 сентября 2009 года по делу N А33-10126/2009 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению ответчика, Агентство лесной отрасли Красноярского края является ненадлежащим истцом по настоящему делу. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337, устанавливающий правовой статус Агентства лесной отрасли Красноярского края как организации, наделенной полномочиями по администрированию платы за использование лесов и взысканию задолженности, не был опубликован. Поскольку названный приказ обладает признаками нормативного правового акта, устанавливающего правовой статус организации, к нему применимы Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009. Пункт 19 Правил содержит требование об официальном опубликовании нормативных правовых актов, при нарушении данного требования нормативные правовые акты применяться не могут, как не вступившие в силу.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2009 года апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью “Орион“ принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22 декабря 2009 года.

В судебное заседание представители Агентства лесной отрасли Красноярского края и общества с ограниченной ответственностью “Орион“ не прибыли. От истца
отзыв на апелляционную жалобу суду не поступал.

Имеющимися в материалах дела уведомлениями N 66013602580111, N 66013602580135 подтверждается надлежащее извещение истца о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Направленное судом ответчику по единственно известному адресу (являющемуся юридическим адресом ответчика и указанному ответчиком в апелляционной жалобе) заказное письмо N 66013602580128 возвращено органом почтовой связи по истечении срока хранения. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие истца и ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

10 декабря 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью “Орион“ (арендатор) подписан договор аренды лесных участков N 242-з (л.д. 15).

В соответствии с пунктом 1 договора арендодатель действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки сроком на 24 года, находящиеся в государственной собственности, определенные пунктом 2 настоящего договора.

Согласно пункту 2 договора лесные участки общей площадью 34 543 га, в том числе:

- лесной участок N 1 - площадью 23 518,630 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Богучанский район, краевое государственное бюджетное учреждение “Терянское лесничество“, Каталангское участковое
лесничество, кварталы NN 119 (выд. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32), 120 - 126, 127 (выд. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30), 136 - 144, Каменское (Абанское) участковое лесничество, кварталы NN 2 - 6, 20 - 25, 37, 39, 41, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0357-2008-10-3353-1(1);

- лесной участок N 2 - площадью 3 674,79 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Богучанский район, краевое государственное бюджетное учреждение “Терянское лесничество“, Каменское (Абанское) участковое лесничество, кварталы 12 (выд. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25), 13 (выд, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17), 14, 31 (выд. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14), 32 (выд. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23) имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03 57-2008-10-3353-1(2);

- лесной участок N 3 - площадью 4 409,75 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Богучанский район, краевое государственное бюджетное учреждение “Терянское лесничество“, Каменское (Абанское) участковое лесничество, кварталы 44, 45, 61 - 64, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0357-2008-10-3353-1(3);

- лесной участок N 4 - площадью 2
939,83 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Богучанский район, краевое государственное бюджетное учреждение “Терянское лесничество, Нижне-Терянское участковое лесничество, кварталы NN 109 (выд. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 30, 31), 110 (выд 1, 2, 3, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28) 111 (выд. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 15, 19, 20, 22, 25), 112 (выд. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0357-2008-10-3353-1(4), предназначен для следующих видов использования лесов: заготовка древесины.

В пункте 3 договора указано, что схема расположения лесных участков в приложении N 1, их характеристика приводятся в приложении N 2 (границы лесных участков определены на кадастровой карте (плане) лесных участков), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.

Согласно пункту 4 договора лесные участки передаются обществу с ограниченной ответственностью “Орион“ для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.

В соответствии с пунктом 5 договора ежегодная арендная плата составляет 3 116 680 рублей.

Пунктом 6 договора предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающего своевременное внесение платежей. Датой поступления платежей, указанных в пункте 5 настоящего договора, считается день поступления денежных средств на счет.

Согласно пункту 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской
Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.

Как следует из пунктов 8, 9 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор. Разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы.

В пункте 15 договора установлено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы.

В пункте 26 договора срок действия договора установлен с момента государственной регистрации по 20 февраля 2032 года.

В приложении N 4 к договору от 10 декабря 2008 года N 242-з (л.д. 28) сторонами определены сроки внесения арендной платы, а именно: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.

По акту приема-передачи общество с ограниченной ответственностью “Орион“ приняло лесные участки общей площадью 34 534 га, расположенные в КГУ “Терянское лесничество“: Каталангском участковом лесничестве, Каменском (Абанском) участковом лесничестве, Нижне-Терянском участковом лесничестве (л.д. 31).

За период с февраля по июнь 2009 года истцом начислена арендная плата, в том числе подлежащая уплате в федеральный бюджет в сумме 955 084 рубля 50 копеек, в краевой бюджет - 630 355 рублей 50 копеек.

Расчет
размера арендной платы на 2009 год по договору аренды производится в соответствии с действующими в 2009 году нормативно-правовыми актами:

В федеральный бюджет (минимальные ставки):

- Постановлением Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 1011“, установившими корректирующий коэффициент 1,3;

В краевой бюджет (сверхминимальные ставки):

- Протоколом конкурса (сверхминимальные ставки) - 1,66 (коэффициент конкурсного повышения).

16 апреля 2009 года Агентство лесной отрасли Красноярского края в адрес общества с ограниченной ответственностью “Орион“ направило уведомление N 37 (письмо от 16 апреля 2009 года исх. N 124, л.д. 79) о необходимости погасить задолженность по арендной плате в срок до 26 апреля 2009 года.

Общество с ограниченной ответственностью “Орион“ уплатило арендные платежи на сумму 500 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 4 августа 2009 года N 3436 о перечислении 250 000 рублей в федеральный бюджет и N 3438 о перечислении 250 000 рублей в краевой бюджет (л.д. 77-78).

Ссылаясь на то, что задолженность по арендной плате сумме 1 085 440 рублей, из них: 705 084 рубля 50 копеек - в федеральный бюджет и 380 355 рублей 50 копеек - в краевой бюджет, ответчиком не оплачена, истец обратился в суд с требованием взыскать сумму задолженности, а также пени за несвоевременное внесение арендной платы в федеральный бюджет в сумме 816 501 рубль 66 копеек пени.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц,
участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Как следует из материалов дела, 10 декабря 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью “Орион“ (арендатор) подписан договор аренды лесных участков N 242-з, в соответствии с пунктом 1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки сроком на 24 года, находящиеся в государственной собственности, определенные пунктом 2 настоящего договора.

Оценив условия предоставленного в материалы дела договора, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что между истцом и ответчиком был заключен договор аренды лесного участка. Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору
(нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Как следует из приведенной статьи, а также статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации право получения арендной платы принадлежит арендодателю.

В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем имущества может выступать его собственник либо лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Арендодателем по договору аренды от 10 декабря 2008 года N 242-з является Агентство лесной отрасли Красноярского края.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 абзаца 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 18-п (л.д. 41), Агентство лесной отрасли Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.

Как следует из пункта 3.3 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе выступает продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков,

Более того, согласно пункту 3.4 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда в аренду лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе выступает продавцом права на заключение договора аренды.

Следовательно, Агентство лесной отрасли Красноярского края вправе было выступать арендодателем по договору аренды лесного участка от 10 декабря 2008 года N 242-з.

Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283, органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337 “Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов“ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за использование лесов согласно Приложению. Названные органы наделены полномочиями по администрированию платы за использование лесов, в частности правом взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку общества с ограниченной ответственностью “Орион“ на отсутствие официальной публикации Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337 как основанную на неверном толковании норм права.

Требование об обязательной публикации относится только к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337 не относится к таковым.

Таким образом, Агентство лесной отрасли Красноярского края вправе требовать взыскания арендной платы на основании договора аренды лесного участка от 10 декабря 2008 года N 242-з.

Общество с ограниченной ответственностью “Орион“ в ходе рассмотрения настоящего дела признало факт наличия задолженности по арендной плате 1 085 440 рублей, в том числе: в федеральный бюджет 705 084 рубля 50 копеек, в краевой бюджет 380 355 рублей 50 копеек. В силу части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Определенная судом первой инстанции сумма неустойки за несвоевременное внесение арендной платы также не оспорена ответчиком в суде апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив произведенные истцом и судом первой инстанции расчеты, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Агентства лесной отрасли Красноярского края о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Орион“ в федеральный бюджет 705 084 рубля 50 копеек задолженности по арендной плате и 55 000 рублей пени, в краевой бюджет 380 355 рублей 50 копеек задолженности и 45 000 рублей пени.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 333.21 Налогового кодекса РФ, статья 331.21 в Кодексе отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “17“ сентября 2009 года по делу N А33-10126/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

Т.С.ГУРОВА

Судьи:

Л.Е.СПОТКАЙ

И.А.ХАСАНОВА