Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 по делу N А33-12845/2008 Исковые требования о взыскании денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения аукционной заявки для участия в аукционе на право заключения договоров поставки для государственных нужд, удовлетворены правомерно, так как истец не смог произвести заключение государственных контрактов в связи с неисполнением ответчиком обязанности по передаче в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола проектов контрактов, подписанных всеми государственными заказчиками.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 г. по делу N А33-12845/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Радзиховской В.В.,

судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,

при участии:

от истца ООО “Эман“ - Фурсик И.В., представителя по доверенности от 01.10.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу агентства государственного заказа Красноярского края,

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 18 августа 2009 года по делу N А33-12845/2008, принятое судьей Сазонцевым С.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Эман“ (далее ООО “Эман“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском
к агентству государственного заказа администрации Красноярского края (далее Агентство) о взыскании 217 849 руб. 74 коп., перечисленных в качестве обеспечения аукционной заявки по лоту N 2 “Радиостанции“ для участия в аукционе N А080/08 “На право поставки средств связи, специального оборудования, систем видеонаблюдения, установка тревожной сигнализации оповещения для бюджетных учреждений Красноярского края в 2008 году“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 решение от 21.01.2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО “Эман“ - без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2009, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2009 исковые требования удовлетворены, с Агентства в пользу ООО “Эман“ взыскано 217 849 руб. 74 коп., перечисленных в качестве обеспечения аукционной заявки.

Не согласившись с решением от 18.08.2009 г., ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2009 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что ООО “Эман“ не выполнило своих обязательств по заключению государственных контрактов с бюджетными учреждениями по лоту N 2 “Радиостанции“, не представило в адрес Агентства копии заключенных контрактов, поэтому ООО “Эман“ должно быть признано уклонившимся от заключения государственного контракта, а денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в таком случае не возвращаются.

От истца ООО “Эман“ в Третий арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражается согласие
с решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.08.2009 г. и содержится просьба об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.

Ответчик, о времени и месте судебного заседания извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своих представителей не направил. На основании ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проходило в отсутствие указанного лица.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.

18.04.2008 агентством государственного заказа администрации Красноярского края (переименовано в агентство государственного заказа Красноярского края) объявлен открытый аукцион N А080/08 “На право поставки средств связи, специального оборудования, систем видеонаблюдения, установка тревожной сигнализации оповещения для краевых бюджетных учреждений Красноярского края в 2008 году, лот N 2“ (далее аукцион).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.06.2008 (т. 1, л.д. 53 - 62) по лоту N 2 подана одна заявка ООО “Эман“, аукцион признан несостоявшимся, установлено, что государственный контракт по лоту N 2 заключается с ООО “Эман“ с суммой контракта - 4 356 994 рубля 75 копеек.

В информационной карте аукциона (т. 1, л.д. 63 - 74) указано, что уполномоченным органом установлены требования к обеспечению аукционной заявки в размере 5%. Обеспечение производится путем перечисления участником аукциона денежных средств на расчетный счет ответчика. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, возвращаются победителю аукциона (участнику аукциона, с которым заключается контракт) в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного контракта заказчиком продукции и представления копий подписанного государственного контракта в агентство государственного заказа администрации Красноярского края.

Из извещения
о проведении открытого аукциона по лоту N 2 следует, что размер обеспечения составляет 217 849 рублей 74 копейки (5% от начальной (максимальной) цены контракта) (т. 1, л.д. 8).

Платежным поручением от 10.06.2008 N 338 истец перечислил ответчику 982 099 рублей 74 копейки, из них: 217 849 рублей 74 копеек в качестве обеспечения аукционной заявки по лоту 2 (т. 1, л.д. 21).

В разделе “порядок заключения контракта“ в информационной карте аукциона заказчиком указано “государственный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона“. Контракты заключаются по месту нахождения заказчика. В случае возникновения разногласий, связанных с заключением контрактов, победитель информирует в письменном виде агентство государственного заказа администрации Красноярского края, с указанием причин.

В приложении N 1 к аукционной документации содержится перечень заказчиков, с которыми победителю надлежит заключить государственные контракты по итогам аукциона (28 заказчиков). ООО “Эман“ в указанный в конкурсной документации срок заключило контракт с 4 заказчиками, перечисленными в приложении N 1 к аукционной документации.

Из представленных в материалы дела писем (от 28.08.2008 исх. N 121, от 26.08.2008 исх. N 554, от 22.10.2008 исх. N 01-14/757, от 28.08.2008 исх. N 185, от 01.09.2008 исх. N 552) (т. 1, л.д. 125 - 129) следует, что контракты не заключены в силу различных обстоятельств, сложившихся у конкретных заказчиков.

Письмами от 31.07.2008 N 193, 01.08.2008 N 196, 04.08.2008 N 199 ООО “Эман“ просило Агентство произвести возврат денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, сообщало последнему, что контракты по лоту N 2
заключены со всеми заказчиками, которые направили в адрес истца контракты (т. 1, л.д. 15 - 17) 11.08.2008 ООО “Эман“ выставило Агентству претензию исх. N 210 с требованием возврата денежных средств, внесенных последним в качестве обеспечения заявки (т. 1, л.д. 18).

Так как возврат денежных средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе N А080/08 по лоту N 2 Агентством произведен не был, ООО “Эман“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд“, нормами параграфа
4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ размещение заказов может осуществляться, в том числе, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 названного Федерального закона в случае, если создан орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанный уполномоченный орган осуществляет функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа В данном случае порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчика определен в Постановлении Совета администрации Красноярского края от 28.06.2006 N 194-п “Об определении уполномоченных органов и утверждении Положения о порядке взаимодействия уполномоченных органов и государственных заказчиков при размещении заказов для государственных нужд Красноярского края“.

Уполномоченные органы осуществляют размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечень централизованных закупок и относящихся к компетенции указанных органов исполнительной власти Красноярского края, и доводят до главных распорядителей бюджетных средств, казначейства администрации Красноярского края информацию о победителях конкурсов и аукционов, о победителях в проведении запроса
котировок, а также о единственных поставщиках, в случае размещения заказа у единственного поставщика (пункт 2.1.1 вышеуказанного Постановления).

В силу статьи 21 Федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее также: Федеральный закон N 94-ФЗ) извещение о проведении открытого конкурса публикуется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 12 статьи 35 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе, указанная заявка рассматривается в порядке, установленном статьей 36 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 8 части 4 статьи 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе, в том числе должна содержать следующие сведения: размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе.

В случае, если указанная заявка соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, заказчик в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения заявки на участие в аукционе обязан передать участнику размещения заказа, подавшему единственную заявку на участие в аукционе, проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.06.2008 следует, что по
лоту N 2 подана одна заявка ООО “Эман“, в соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ аукцион признан несостоявшимся, на основании статьи 12 указанного Закона государственный контракт по лоту N 2 заключен с единственным участником аукциона подавшим заявку на участие в аукционе, цена контракта 4 356 994 рубля 75 копеек.

При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учетом положений части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, или по согласованной с подавшим указанную заявку участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) цене контракта. Участник размещения заказа, подавший указанную заявку, не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта.

Информационная карта содержит указание на то, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, возвращаются победителю аукциона (участнику аукциона с которым заключается контракт) в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного контракта заказчиком продукции и представления копий подписанного государственного контракта в агентство государственного заказа администрации Красноярского края.

Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 94-ФЗ).

В разделе “порядок заключения контракта“ в информационной карте аукциона, заказчиком указано “государственный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через
20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, то есть в срок с 24.06.2008 по 15.07.2008.

В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона N 94-ФЗ, в случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, возвращаются победителю аукциона в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного или муниципального контракта.

Как усматривается из материалов дела, платежным поручением от 10.06.2008 N 338 истец перечислил ответчику 982 099 рублей 74 копеек, из них: 217 849 рублей 74 копеек в качестве обеспечения аукционной заявки по лоту 2.

В соответствии с пунктом 12 статьи 35 Федерального закона N 94-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, возвращаются единственному участнику размещения заказа, подавшему на участие в аукционе заявку, с которым заключен контракт в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного или муниципального контракта.

Исходя из требований пункта 12 статьи 35 Федерального закона N 94-ФЗ, с учетом заявленных исковых требований, в предмет судебного исследования входит установление наличия (отсутствия) факта уклонения истца от заключения контракта.

Согласно пункту 7 статьи 37 Федерального закона N 94-ФЗ, заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое
достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.

Суд первой инстанции обоснованно установил, что у истца отсутствовала возможность произвести заключение государственных контрактов со всеми государственными заказчиками, в связи с тем, что ответчиком в нарушение пункта 5 статьи 34 Федерального закона N 94-ФЗ к документации об аукционе не приложены все проекты государственных контрактов, предложен только один проект государственного контракта.

Как следует из материалов дела, в аукционной документации заказ разбит на лоты, в том числе лот N 2 с ценой контракта 4 356 994 руб. 75 коп., соответственно в составе конкурсной документации должен быть представлен контракт на указанный лот.

По правилам части 13 статьи 37 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если в аукционе участвовал один участник, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, указанного в части 7 настоящей статьи, обязан передать единственному участнику аукциона прилагаемый к документации об аукционе проект контракта. В связи с чем, проекты контрактов подлежат подписанию и передаче всеми государственными заказчиками участнику аукциона.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола ООО “Эман“ проектов контрактов, подписанных всеми государственными заказчиками.

Поскольку указанная обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 37 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ государственными заказчиками не выполнена, проекты контрактов всеми государственными заказчиками истцу не направлены, факт уклонения истца от заключения контракта не подтвержден материалами дела.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению в силу их недоказанности, несостоятельности и ошибочности толкования норм права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

С учетом изложенного, оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 333.21 Налогового кодекса РФ, статья 331.21 в Кодексе отсутствует.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы - агентство государственного заказа администрации Красноярского края.

Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2009 года по делу N А33-12845/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с агентства государственного заказа администрации Красноярского края в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

В.В.РАДЗИХОВСКАЯ

Судьи:

Т.С.ГУРОВА

И.А.ХАСАНОВА