Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 по делу N А69-473/2009-9 В удовлетворении иска о признании недействительным пункта лицензионного соглашения и применении последствий недействительности ничтожной сделки отказано, так как оспариваемый пункт лицензионного соглашения соответствует Закону РФ “О недрах“, установление размера разового платежа за пользование недрами не противоречит действующему законодательству.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2009 г. по делу N А69-473/2009-9

Резолютивная часть постановления объявлена “16“ октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен “23“ октября 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителя прокурора Республики Тыва: Кулябовой Ю.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Республики Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от “13“ мая 2009 года по делу N А69-473/2009-9,

принятое судьей Ондар Ч.Ч.,

установил:

первый заместитель прокурора Республики Тыва (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва (далее
- Министерство, ответчик) о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Дело рассмотрено с участием заинтересованного лица - Государственного учреждения Механизации работ (ГУ Механизации работ).

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13 мая 2009 года в удовлетворении искового заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, прокурор обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе прокурор ссылается на то, что размер и основания уплаты разового платежа должны соответствовать статье 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, что не соблюдено в оспариваемом соглашении; внесение разового платежа в связи с получением лицензии является платой за выдачу лицензии, не установленной законом.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2009 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Государственное учреждение Механизации работ.

Министерство и ГУ механизации работ в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. ГУ Механизация представило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленной главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 02.09.2008 N 88 ГУ Механизации работ выдана лицензия от 02.09.2008 N 6/КЗЛ 00006 ТЭ на право пользования участком недр с целевым назначением
и видами работ по добыче гравийно-галечных грунтов для отсыпки земляного полотна автомобильной дороги.

Неотъемлемой частью лицензии является приложение N 1 - лицензионное соглашение от 02.09.2008, подписанное Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и государственным учреждением Механизации работ.

Согласно абзацу 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 за пользование недрами предусматривается разовый платеж в размере 5 000 рублей.

Посчитав указанный пункт лицензионного соглашения незаконным, установленным с нарушением требований статьи 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ (далее - Закон о недрах), прокуратура обратилась в суд с соответствующим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил оснований для отмены судебного акта.

Согласно абзацу 2 пункта 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции“ по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ выносит постановление, которым отменяет судебный
акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.

Суд первой инстанции не привлек к участию в деле одну из сторон оспариваемой сделки - государственное учреждение Механизации работ, соответственно - принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Указанные обстоятельства в соответствии с подпунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 270 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Определением от 21.07.2009 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ Механизации работ.

Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008, подписанного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва и государственным учреждением Механизации работ, и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, а также иные способы, предусмотренные законом.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов
Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Из содержания изложенных норм права и лицензионного соглашения от 02.09.2008 (л.д. 9-11) следует, что лицензионное соглашение является сделкой (договором).

Таким образом, прокурор правомерно обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что
в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).

Согласно части 1 статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части, в том числе должны содержать условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями. Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

Статьей 39 Закона о недрах установлена система платежей при пользовании недрами. Так, при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2) регулярные платежи за пользование недрами;

3) плата за геологическую информацию о недрах;

4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

5) сбор за выдачу лицензий.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из изложенного следует, что пользователи недр уплачивают платежи, предусмотренные статьей 39 Закона о недрах, и (или) иные платежи, установленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Статьей 40 Закона о
недрах предусмотрено, что пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее - разовые платежи).

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из содержания статьи 40 Закона о недрах следует, что обязанность пользователя недр по уплате разовых платежей за пользование недрами возникает при наступлении определенных событий, не зависящих от воли владельца лицензии, которые должны быть оговорены в лицензии.

Как следует из материалов дела, ГУ Механизации работ выдана лицензия от 02.09.2008 N 6/КЗЛ 00006 ТЭ на право пользования участком недр с целевым назначением и видами работ по добыче гравийно-галечных грунтов для отсыпки земляного полотна автомобильной дороги (л.д. 8). В лицензии указано, что неотъемлемыми составными частями лицензии являются следующие документы:

1) лицензионное соглашение между государственным учреждением механизации работ и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва (приложение N 1);

2) план участка (приложение N 2);

3) предварительное согласие Агентства лесного хозяйства Республики Тыва от 25.07.2008 N 467 (приложение N 3);

4) Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 02.09.2008 N 88 “О предоставлении лицензии на право добычи...“ (приложение N 4).

Абзацем 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 установлен разовый платеж в размере 5 000 рублей, который вносится в течение трех месяцев со дня получения лицензии.

На основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 30.12.2008 N 125-1 по представлению прокуратуры Республики Тыва
внесены изменения в лицензионные соглашения лицензий на право пользования недрами, выданных в 2008 году (согласно приложению), в том числе, лицензии, выданной государственному учреждению “Механизации работ“ от 02.09.2008 N КЗЛ 00006 ТЭ.

Согласно внесенным изменениям в пункт 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 изложен в следующей редакции: разовый платеж составляет 5 000 рублей и вносится при условии начала разработки месторождения общераспространенного полезного ископаемого или достижения уровня добычи 10% от среднегодовой добычи общераспространенного полезного ископаемого и вносится в течение 3-х месяцев со дня получения лицензии.

На основании указанного Приказа между министерством и государственным учреждением “Механизации работ“ 15.01.2009 подписано лицензионное соглашение, в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в пункте 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008, являющегося приложением N 1 к лицензии КЗЛ 00006 ТЭ. Данное лицензионное соглашение зарегистрировано 15.01.2009.

Таким образом, в лицензии КЗЛ 00006 ТЭ, выданной государственному учреждению “Механизации работ“, оговорены события, в связи, с наступлением которых возникает обязанность пользователя недр уплачивать спорный платеж, в связи с чем, оспариваемый пункт 5.1 лицензионного соглашения соответствует статье 40 Закона о недрах.

Довод прокурора о том, что министерством не обоснован размер разового платежа, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.

В соответствии со статьей 40 Закона о недрах минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в
отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых. Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Пунктом 2 Методики расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами, утвержденной Приказом Минприроды России от 30.09.2008 N 232, предусмотрено, что Методика определяет принципы расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами при подготовке условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, содержащих полезные ископаемые (далее - стартового размера разового платежа за пользование недрами), и предназначена для использования Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями.

Статьей 40 Закона о недрах предусмотрено, что окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 94, то есть после подписания лицензионного соглашения от
15.01.2009.

Таким образом, на момент подписания лицензионного соглашения от 02.09.2008 (с учетом изменений от 15.01.2009) и определения в пункте 5.1 размера разового платежа за пользование недрами в сумме 5 000 рублей, порядок определения размера разового платежа за пользование недрами нормативно не урегулирован.

Поскольку лицензионное соглашение имеет правовую природу договора, то установление размера разового платежа за пользование недрами в пункте 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 (с учетом изменений от 15.01.2009) в отсутствие нормативно урегулированного порядка определения размера разового платежа по соглашению сторон не противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований прокурора о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 мая 2009 года по делу N А69-473/2009-9 отменить, принять новый судебный акт.

В удовлетворении искового заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании недействительным абзаца 1 пункта 5.1 лицензионного соглашения от 02.09.2008 и применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

О.И.БЫЧКОВА

Н.М.ДЕМИДОВА