Решения и постановления судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по делу N А33-6977/2009 В удовлетворении требований о признании незаконными действий органа по управлению государственным имуществом, выразившихся в предъявлении требования об увеличении размера арендной платы по договору аренды земельного участка, отказано правомерно, поскольку дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка предусмотрен порядок определения размера арендной платы - на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, а также предусмотрено ежегодное изменение размера арендной платы на основании нового отчета.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2009 г. по делу N А33-6977/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “09“ сентября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен “16“ сентября 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.

с участием представителей:

заявителя - Биезайса И.П. по доверенности от 01.09.2009,



Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае - Коренковой Л.А. по доверенности от 25.08.2009 N 04-445, Яндиевой З.И. по доверенности от 13.08.2009 N 04-66,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “КРАП“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “09“ июля 2009 года по делу N А33-6977/2009, принятое судьей Альтергот М.А.,

установил:

открытое акционерное общество “КРАП“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю о признании незаконными действий, выразившихся в предъявлении требования от 31.12.2008 N 10-12450 об увеличении с 01.01.2009 размера арендной платы по договору аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340,обязании устранить допущенные нарушения законодательства - произвести перерасчет арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2009 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

В апелляционной жалобе общество указало, что согласно условиям договора аренды расчет арендной платы за земельный участок производится исходя из его кадастровой стоимости; определение размера арендной платы исходя из ежегодной рыночной стоимости арендной платы договором и дополнительными соглашениями к нему не предусмотрено.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.



В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, судом апелляционной инстанции произведена замена Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Открытое акционерное общество “КРАП“ зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022401786461, выдано свидетельство серии 24 N 002363198.

На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 31.12.2002 N 567-недв Департамент недвижимости администрации города Красноярска (арендодатель) и открытое акционерное общество “КРАП“ (арендатор) подписали договор аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340.

Согласно пункту 1.1 данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:02 00 016:0036, находящийся в оценочной зоне N 63 по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Калинина, 60, общей площадью 22675,0 кв.м.

В связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации и обществом подписано дополнительное соглашение от 22.05.2007 N 1 к договору аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340, которым внесены следующие изменения в договор:

- арендодателем по договору аренды выступает управление от имении Российской Федерации;

- срок аренды участка - 10 лет, с 31.12.2002 по 30.12.2012 (пункт 2 дополнительного соглашения);

- пунктом 4.1. предусмотрено, что размер арендной платы изменяется, в том числе, при определении размера арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы в соответствии с ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и подлежит ежегодному изменению на основании нового отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы направляется арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы и является основанием для внесения арендатором арендных платежей в размере, определенном в результате новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы.

В разделе 9 дополнительного соглашения N 1 от 22.05.2007 указано, что в остальной части, не противоречащей указанному дополнительному соглашению, договор аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340 действует без изменений (пункт 3).

Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 03.08.2007 произведена государственная регистрация дополнительного соглашения за номером 24-24-01/139/2007-561, о чем имеется соответствующая отметка.

Письмом от 31.12.2008 N 10-12450 “О перечислении арендной платы за аренду федерального земельного участка на 2009 год“ управление уведомило общество о том, что согласно отчету оценщика от 16.12.2008 N 05/09-Красноярский край-ГАП-1 “Об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования федеральным имуществом (размера арендной платы), по договорам аренды на 2008 - 2009 год (1 группа)“ и экспертному заключению Территориального управления от 25.12.2008 N 09-583/в, годовой размер арендной платы за земельный участок с 01.01.2009 составляет 2863399,0 рублей в год, предложило перечислять арендную плату в федеральный бюджет по указанным в письме реквизитам, приложив к письму расчет арендной платы.

Согласно представленному в материалы дела отчету 05/09-КК-ГАП-1 “Об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования федеральным имуществом (размера годовой арендной платы), по договорам аренды на 2008 - 2009 год (1 группа)“ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200016:0036 составляет 126,28 рублей, за площадь в целом (22675 кв.м.) составляет 2863399 рублей (порядковый номер 28 таблицы 1.1). Отчет выполнен Омским филиалом ФГУП Федеральный кадастровый центр “Земля“.

Общество с действиями управления по направлению требования от 31.12.2008 N 10-12450 об увеличении с 01.01.2009 размера арендной платы по договору аренды земельного участка не согласно, считает действия не соответствующими законодательству, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий незаконными.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Как следует из материалов дела, общество оспаривает действия управления, выразившиеся в направлении в адрес общества письма от 31.12.2008 N 10-12450 “О перечислении арендной платы за аренду федерального земельного участка на 2009 год“.

Указанным письмом управление уведомило общество о том, что годовой размер арендной платы за земельный участок с 01.01.2009 составляет 2 863 399,0 рублей.

В качестве правового основания изменения стоимости арендной платы за земельный участок управление указало статью 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, статью 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 4.1 договора аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340.

Отказывая в удовлетворении требования общества о признании незаконными действий управления по направлению уведомления об изменении годового размера арендной платы за земельный участок, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 4.1 договора аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340 (в редакции дополнительного соглашения от 22.05.2007 N 1) стороны согласовали порядок изменения размера арендной платы на основании нового отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, а также обязанность арендодателя извещать арендатора о результатах проведения указанной оценки.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Данная норма носит императивный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договоров или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Как следует из материалов дела, между Департаментом недвижимости администрации города Красноярска и обществом подписан договор аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340, на основании которого обществу передан в аренду земельный участок общей площадью 22675,0 кв.м с кадастровым номером 24:50:0200016:0036, расположенный по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Калинина, 60.

В связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от имени Российской Федерации и обществом подписано дополнительное соглашение от 22.05.2007 N 1 к договору аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340.

Указанным соглашением внесены изменения в текст договора от 12.03.2003 N 340, в том числе, абзацем 3 пункта 4.1. предусмотрено, что размер арендной платы изменяется при определении размера арендной платы на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы в соответствии с ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и подлежит ежегодному изменению на основании нового отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы. Уведомление о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы направляется арендатору в 10-дневный срок с момента проведения экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы и является основанием для внесения арендатором арендных платежей в размере, определенном в результате новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы.

Из содержания абзаца 3 пункта 4.1 дополнительного соглашения от 22.05.2007 N 1 следует, что стороны согласовали случаи, в которых размер арендной платы изменяется, а именно: размер арендной платы изменяется ежегодно на основании нового отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы в соответствии с ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“. Кроме того, названным пунктом предусмотрена обязанность арендодателя извещать арендатора о результатах проведения новой ежегодной оценки рыночной стоимости арендной платы.

Принимая во внимание, что пунктом 4.1 дополнительного соглашения от 22.05.2007 N 1 предусмотрен порядок определения размера арендной платы - на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, а также предусмотрено ежегодное изменение размера арендной платы на основании нового отчета об оценке, а также то обстоятельство, что указанное дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия управления по направлению в адрес общества письма от 31.12.2008 N 10-12450 “О перечислении арендной платы за аренду федерального земельного участка на 2009 год“ соответствуют условиям заключенного договора аренды от 12.03.2003 N 340 (в редакции дополнительного соглашения от 22.05.2007 N 1).

С учетом изложенного, довод общества о том, что определение размера арендной платы исходя из ежегодной рыночной стоимости арендной платы договором и дополнительными соглашениями к нему не предусмотрено, не соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.

В качестве основания для изменения условий договора в части размера арендной платы управление указало, в том числе, на статью 8 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“, предусматривающую обязательность определения рыночного номинала арендной платы в случае вовлечения в сделку (в том числе и аренды) объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации.

Согласно отчету от 16.12.2008 N 05/09-Красноярский край-ГАП-1 “Об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования федеральным имуществом (размера годовой арендной платы), по договорам аренды на 2008 - 2009 год (1 группа)“ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки за 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200016:0036 составляет 126,28 рублей, за площадь в целом (22675 кв.м.) составляет 2863399 рублей. (порядковый номер 28 таблицы 1.1).

Таким образом, указанная в письме от 31.12.2008 N 10-12450 годовая арендная плата за 2009 год соответствует оценке рыночной стоимости арендной платы, указанной в отчете от 16.12.2008 N 05/09-Красноярский край-ГАП-1.

Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный довод апелляционной жалобы о том, что условиями договора аренды предусмотрен расчет арендной платы исходя из его кадастровой стоимости.

В тексте договора аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340, до подписания сторонами дополнительного соглашения к нему от 22.05.2007 N 1, отсутствовали условия о порядке расчета арендной платы, в том числе, о том, что арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В пункте 3.1 договора был указан размер арендной платы - 31 416,21 рублей в месяц. Дополнениями от 09.02.2005 N 878 (пункт 1), 27.04.2006 N 1625 (пункт 3) изменялся размер арендной платы на 2005 и 2006 годы. При этом, в приложениях к дополнениям (л.д. 15, 18) размер арендной платы за 2005 год рассчитывался исходя из базового размера арендной платы, а за 2006 год - исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель.

Дополнительным соглашением от 22.05.2007 N 1 стороны предусмотрели три случая механизма изменения арендной платы.

С учетом содержания пункта 4.1 дополнительного соглашения от 22.05.2007 N 1 к договору аренды земельного участка от 12.03.2003 N 340 управление правомерно рассчитало размер арендной платы исходя из оценки рыночной стоимости арендной платы.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Рассмотрев заявление общества о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации определил возвратить государственную пошлину в размере 1000,0 рублей, уплаченную платежным поручением от 06.08.2009 N 468.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2009 года по делу N А33-6977/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу “КРАП“ государственную пошлину в размере 1000,0 рублей, уплаченную платежным поручением от 06.08.2009 N 468.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА