Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 N А33-2077/2009-03АП-2095/2009 по делу N А33-2077/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое здание и об обязании осуществить государственную регистрацию отказано правомерно, так как заявитель не представил документы, подтверждающие правомочия собственника по распоряжению объектом недвижимости, а также документов, подтверждающих основания возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2009 г. N А33-2077/2009-03АП-2095/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шошина П.В.,

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии:

от Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (заинтересованного лица) - Ляпиной О.А. - представителя по доверенности от 31.12.2008 N 70-55/36630,

рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия “Бельск“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 16 апреля 2009 года по делу N А33-2077/2009, принятое судьей Альтергот М.А.,

установил:

муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие “Бельск“ (далее - МУСП “Бельск“) обратилось в Арбитражный
суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (далее - Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание кузницы, расположенное по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, Рыбинский с/с, п. Бельск, ул. Советская, 21, литер В9, об обязании осуществить государственную регистрацию на здание кузницы, расположенное по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, Рыбинский с/с, п. Бельск, ул. Советская, 21, литер В9 и выдать свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения в установленный законом срок.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие “Бельск“ обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд.

В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что вывод суда о невозможности идентифицировать имущество, переданное МУСП “Бельск“ на основании договора N 21 с имуществом, предъявленным на государственную регистрацию необоснован, поскольку имеющаяся в материалах дела выписка из реестра объектов капитального строительства содержит подробное описание заявленного на регистрацию объекта, а идентификационная справка подтверждает тождественность описанного в выписке объекта с фактически находящимся в ведении МУСП “Бельск“.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом необоснованно сделан вывод о недоказанности права муниципальной собственности на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, так как согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ представленная в материалы дела выписка из реестра муниципальной собственности является документом подтверждающим право собственности муниципального образования на отдельные объекты.

Вывод
суда о правомерности произведенной Управлением оценки действительности постановлений администрации Мотыгинского района также необоснован, поскольку оценка законности ненормативного акта не входит в круг полномочий регистрирующего органа в связи с проведением правовой экспертизы, представленных на регистрацию документов, такое право принадлежит только суду. Дача судом правовой оценки указанных выше постановлений также неправомерна, поскольку законность указанных актов не являлась предметом рассмотрения по делу.

Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю отклонило доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в направленном суду отзыве.

Как считает Управление суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности наличия права муниципальной собственности на заявленный объект недвижимого имущества, поскольку в Едином государственном реестре прав, а также по данным Мотыгинского участка Енисейского отделения Федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ сведения о правах на здание кузницы, расположенное по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, Рыбинский с/с, п. Бельск, ул. Советская, 21 отсутствуют.

При исследовании доказательств суд сделал законный и обоснованный вывод о невозможности идентификации заявленного на государственную регистрацию здания с имуществом, указанным в правоустанавливающих документах, так как Постановление администрации Мотыгинского района от 16.04.1996 N 133 не содержит сведений о пообъектном перечне имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, а в договоре от 29.05.2001 N 21 в отношении заявленного на регистрацию имущества отсутствуют сведения о его местоположении и технических характеристиках.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 24.06.2009.

В судебном заседании представитель Управления Ляпина О.А. поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и
месте судебного разбирательства (уведомление о вручении почтового отправления N 35126), в судебное заседание не явился, своего представителей не направил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В 1995 года акционерное общество “Бельск“ реорганизовано в муниципальное сельскохозяйственное предприятие “Бельск“.

Постановлением администрации Мотыгинского района от 16.04.1996 N 133 на Комитет по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность принять имущество акционеров АОЗТ “Бельск“, согласно их заявлениям, в муниципальную собственность Мотыгинского района по передаточному акту с последующей передачей его в хозяйственное ведение унитарному муниципальному сельскохозяйственному предприятию “Бельск“.

В соответствии с пунктом 1.2 договора от 29.05.2001 N 21 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района закрепляет за муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием “Бельск“ на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество.

Согласно пункту 1.3 указанного договора Имущество, закрепленное за муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием “Бельск“ указан

о в паспорте основных средств (приложение N 1 к договору), отражено в балансе предприятия и внесено в реестр муниципальной собственности.

В паспорте основных средств муниципального имущества, находящегося на балансе МУСП “Бельск“ по состоянию на 01.01.2001 под номером 14 значится кузница, 1980 года ввода в эксплуатацию с указанием балансовой стоимости, износа, остаточной стоимости. Сведения о месте нахождения объекта отсутствуют.

02.09.2008 муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие “Бельск“ обратилось в Мотыгинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества: здание по адресу Красноярский край, Мотыгинский район, Рыбинский с/с, пос. Бельск,
ул. Советская, д. 21.

В качестве правоустанавливающих документов заявителем на регистрацию представлены: договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 29.05.2001 N 21, Постановление администрации Мотыгинского района от 16.04.1996 N 133.

Дополнительно на государственную регистрацию представлены: идентификационная справка от 28.03.2008, паспорт основных средств муниципального имущества, находящегося на балансе от 01.01.2001, постановление N 245 от 09.08.1995, выписка из реестра объектов капитального строительства N 04:235/2007-1555 от 26.12.2007, устав государственного муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия “Бельск“ от 15.04.1996, дополнения в устав МУСП “Бельск“ от 20.03.2002.

Согласно справке от 04.09.2008 N 600 Енисейского отделения Федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ по Красноярскому краю нежилое здание (кузница) литер В9 по адресу: п. Бельск, ул. Советская, 21, на праве собственности и иных вещных правах не зарегистрировано.

Из справки администрации Мотыгинского района Красноярского края от 23.10.2008 N 17/787 следует, что нежилое здание по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, Рыбинский с/с пос. Бельск, ул. Советская, 21, литер В9 значится в реестре муниципальной собственности, ранее здание не идентифицировалось, в настоящее время в реестр внесены изменения на основании уточненных данных бюро технической инвентаризации.

31.10.2008 Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю сообщением N 29/001/2008-173 уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, Рыбинский с/с, пос. Бельск, ул. Советская, 21, литер В9 мотивировав его следующим:

- заявителем не представлены документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“);

-
представленные заявителем правоустанавливающие документы не содержат описания недвижимого имущества, с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на который обратилось МУСП “Бельск“ (абзацы 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“).

Полагая, что указанный отказ является незаконным, МУСП “Бельск“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Считая решение суд незаконным и необоснованным, МУСП “Бельск“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемой жалобой.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о регистрации) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским
кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.

Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (части 1, 2 статьи 16 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“).

Согласно абзацам 2, 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявителем в качестве правоустанавливающих документов на регистрацию представлены: постановление администрации Мотыгинского района от 16.04.1996 N 133, договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 29.05.2001 N 21,

При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов регистрирующим органом было установлено, что согласно
данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимого имущества. По данным Мотыгинского участка Енисейского отделения Федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ по Красноярскому краю (справка от 04.09.2008 N 600), права собственности и иные вещные права на указанный объект недвижимости до введения в действие Закона о регистрации также не зарегистрированы.

Вместе с тем, исходя из смысла статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, только собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными и производны от права собственности (статья 216 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, право хозяйственного ведения и право оперативного управления могут существовать лишь постольку, поскольку имеется его основа - право собственности.

Материалы дела не содержат доказательств регистрации права муниципальной собственности в отношении спорного объекта недвижимости.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что право муниципальной собственности на заявленный к регистрации объект возникло в момент реорганизации акционерного общества “Бельск“ в 1996 году, то есть до вступления в силу Закона о регистрации и признается юридически действительным при отсутствии
его государственной регистрации, не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Мотыгинского района нежилое здание (кузница), расположенное по адресу: Красноярский край, Мотыгинский район, п. Бельск, ул. Советская, 21 Литер В9, общей площадью 53,3 кв.м., 1980 года постройки внесено в реестр муниципального имущества под номером 200200 на основании Постановления администрации Мотыгинского района от 16.04.1996 N 133.

Как следует из Постановления администрации Мотыгинского района от 16.04.1996 N 133 Комитету по управлению муниципальным имуществом предложено принять имущество акционеров акционерного общества открытого типа “Бельск“, согласно их заявлениям, в муниципальную собственность по передаточному акту с последующей передачей его в хозяйственное ведение унитарному муниципальному сельскохозяйственному предприятию “Бельск“.

Однако передаточный акт, в соответствии с которым осуществлялась передача имущества в муниципальную собственность, в материалы дела не представлен.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не подтверждено возникновение права муниципальной собственности на спорный объект соответствует материалам дела.

На основании пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона о регистрации и Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, описание объекта недвижимости, содержащееся в документах, представляемых для государственной регистрации, включает в себя, в том числе, вид (название), адрес (местоположение), площадь объекта.

Вместе с тем, Постановление администрации Мотыгинского района от 16.04.1996 N 133 не содержит необходимых сведений о спорном объекте недвижимого имущества.

Договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения
за муниципальным унитарным предприятием от 29.05.2001 N 21, и приложение к указанному договору, в котором отражено имущество, закрепленное за предприятием, не содержат описание объекта недвижимого имущества, с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на который, обратилось МУСП “Бельск“.

Представленные заявителем для регистрации правоустанавливающие документы не соответствуют требованиям законодательства, а также свидетельствуют об отсутствии прав на заявленный объект недвижимого имущества, что является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с абзацами 4, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

При этом идентификационная справка от 28.03.2008, подписанная конкурсным управляющим МУСП “Бельск“ и руководителем Мотыгинского участка Енисейского отделения филиала ФГУП “Ростехинвентаризация“ по Красноярскому краю представленная в материалы дела в подтверждение тождественности имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и представленного на государственную регистрацию, не может считаться основанием для установления гражданских прав, поскольку составлена не собственником имущества.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о том, что оценка законности ненормативного акта не входит в круг полномочий регистрирующего органа в связи с проведением правовой экспертизы, представленных на регистрацию документов.

В пункте 38 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, разъяснено, что при проверке юридической силы правоустанавливающих документов регистрирующий орган проверяет: соответствие представленных документов требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа; обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт.

Аналогичные положения содержатся в пункте 93 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 14.09.2006 N 293.

Таким образом, Управление при проведении правовой экспертизы вправе проверить акт органом местного самоуправления на соответствие законодательству, действовавшему на момент его издания.

С учетом изложенного, вывод регистрирующего органа о несоответствии представленных на регистрацию документов нормам действующего законодательства, следует признать правомерным.

В соответствии с абзацами 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В связи с непредставлением обществом документов, подтверждающих правомочия собственника по распоряжению объектом недвижимого имущества, а также документов, подтверждающих основания возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, у Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю отсутствовали основания для регистрации прав в отношении спорного объекта.

В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.

В соответствии с пунктом 6 Постановления от 01.07.96 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8, Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Установив, что отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества не противоречит требованиям закона, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных МУСП “Бельск“ требований.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца в сумме 1000 рублей, с учетом предоставленной заявителю отсрочки уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 апреля 2009 года по делу N А33-2077/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия “Бельск“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья

П.В.ШОШИН

Судьи:

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА