Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 N 05АП-4444/2009 по делу N А24-1770/2009 Непредоставление, заверенных надлежащим образом, копий документов подтверждающих регистрацию в соответствующем муниципальном образовании членов общины, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2009 г. N 05АП-4444/2009

Дело N А24-1770/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 21 октября 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2009 г.

Пятый арбитражный апелляционный,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства РФ по рыболовству

апелляционное производство N 05АП-4444/2009

на решение от 05 августа 2009 года

судьи Ж.

по делу N А24-1770/2009 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Родовой общины коренных малочисленных народов “ЮНИ“

к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства РФ по рыболовству, Комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства

о признании незаконным решения Конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения договора
о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в Камчатском крае, сформированной Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства РФ по рыболовству, в части отказа в допуске к участию в конкурсе.

установил:

Родовая община коренных малочисленных народов Севера “ЮНИ“ (далее - заявитель, Родовая община “ЮНИ“) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Конкурсной комиссии, сформированной Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства РФ по рыболовству (далее - Управление) в части отказа в допуске к участию в конкурсе, ссылаясь на те обстоятельства, что Управление отказало Родовой общине в допуске к конкурсу, поскольку представленная справка о численности граждан Родовой общины “ЮНИ“ является ненадлежащим документом, подтверждающим данный факт, при этом, как в постановлении Правительства РФ от 24.12.2008 N 986 “О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения введения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“, так и в Конкурсной документации, утвержденной приказом Управления, отсутствует информация о том, какой документ в подтверждение численности граждан Родовой общины “ЮНИ“ является надлежащим.

Решением от 05.08.2009 заявленные требования удовлетворены, суд обязал Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства РФ по рыболовству устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Родовой общины коренных малочисленных народов Севера “ЮНИ“.

Не согласившись с принятым судебным актом, Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный.

В доводах жалобы заявитель указывает, что организатор конкурса не
обладает правом самостоятельно устанавливать перечень документов, которые должны быть приложены к конкурсной заявке. Этот перечень определен Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 986 и отражается в Конкурсной документации, как это указано в пунктах 25 и 26 Правил. Непредставление документа, указанного в подп. “д“ п. 4 Конкурсной документации (соответственно подп. “д“ п. 26 Правил) или его несоответствие установленным требованиям служит основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. К конкурсным заявкам заявителя по лотам Карагинского муниципального района была приложена справочная информация о численности членов Родовой общины коренных малочисленных народов Севера “ЮНИ“, за 2005 - 2008 гг., копии форм отчетности АДВ-11 и СЭВ-4-2 за расчетные периоды 2005 - 2008 гг. Указанная справочная информация и формы отчета не могут быть приняты, в качестве документа, подтверждающего численность граждан, являющихся членами Заявителя, и их регистрацию в Карагинском муниципальном образовании. Справка, а также формы отчета АДВ-11 и СЭВ-4-2 подписаны только представителем Родовой общины коренных малочисленных народов севера “ЮНИ“ и носят декларативный характер. В формах СЭВ-4-2 содержатся сведения о почтовом адресе для направления информации о состоянии индивидуального лицевого чета. Какие-либо иные документы, подтверждающие совпадение (несовпадение) почтового адреса и адреса регистрации лиц, указанных в формах СЭВ-4-2, в конкурсной заявке Родовой общины “ЮНИ“ отсутствуют. Соответственно, при проведении Конкурса Управление и Конкурсная комиссия действовали в строгом соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.12.2008 N 986.

В отзыве на апелляционную жалобу Родовая Община коренных малочисленных народов Севера “ЮНИ“ решение считает законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 986 от 24.12.2008 г. “О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора“ утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее Правила).

Согласно Правилам организатором конкурса является Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Приказом Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 10.03.2009 г. N 66 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Усть-Камчатского муниципального района, Мильковского муниципального района, Елизовского муниципального района, Усть-Большерецкого муниципального района, Алеутского муниципального района, Тигильского муниципального района, Соболевского муниципального района, Пенжинского муниципального района, Олюторского муниципального района и Карагинского муниципального района Камчатского края для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении
водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в Камчатском крае, согласно Приложению.

12 марта 2009 г. в официальном печатном издании “Официальные ведомости“ (спецвыпуск N 1(8)) было размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Усть-Камчатского муниципального района, Мильковского муниципального района, Елизовского муниципального района, Усть-Большерецкого муниципального района, Алеутского муниципального района, Тигильского муниципального района, Соболевского муниципального района, Пенжинского муниципального района, Олюторского муниципального района и Карагинского муниципального района Камчатского края для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в Камчатском крае.

17 - 18 апреля 2009 года комиссия по проведению конкурса на право заключения договора осуществила вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чем составлен соответствующий протокол.

Решением Конкурсной комиссии от 06.05.2009, оформленной протоколом рассмотрения заявок, Родовой общине “ЮНИ“ отказано в допуске к участию в конкурсе по Карагинскому муниципальному району в связи с несоответствием заявок на участие в конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией. Пунктом 3 протокола от 06.05.2009 принято решение о направлении уведомления о принятых комиссией решениях заявителям, не допущенным к участию в конкурсе.

Соответствующее уведомление от 07.05.2009 N 249-К было направлено
в адрес Родовой общины “ЮНИ“ 08.05.2009, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым извещением. Из указанного уведомления усматривается, что Родовой общине “ЮНИ“ отказано в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка в связи с несоответствием части документов, приложенных к конкурсной заявке, требованиям, установленным п. 4 Конкурсной документации.

Полагая, что Комиссия по проведению конкурса незаконно отказала Родовой общине “ЮНИ“ в допуске к участию в конкурсе по Карагинскому муниципальному району, Родовая община “ЮНИ“ обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с рассматриваем заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения Конкурсной комиссии постановлению Правительства РФ от 24.12.2008 N 986 и нарушению им прав и законных интересов Родовой общины “ЮНИ“, заявителем на участие в конкурсе представлены заявки соответствующие требованиям, установленным конкурсной документацией. В частности, Родовой общиной “ЮНИ“ представлены надлежащие документы, подтверждающие численность членов Родовой общины.

Данные выводы следует признать ошибочным, поскольку при принятии судебного акта судом первой инстанции не учтено следующее.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для отмены решения Конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 06.05.2009 в оспариваемой Заявителем части необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов Заявителя оспариваемым решением.

В соответствии со ст. 33.3 Федерального закона N 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов“ по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.

Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.

Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 986 от 24.12.2008 г. “О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления
традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора“ утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее по тексту - Правила).

Указанные Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка в целях осуществления рыболовства для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 25 и 26 указанных Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений; б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 10 Правил; в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 25 - 27 Правил.

Пункт 26 Правил устанавливает перечень обязательных документов, которые заявители обязаны приложить к заявке на участие в конкурсе, в числе которых должны быть заверенные заявителем документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов).

Согласно пункту 27
Правил документы, направляемые заявителем в комиссию, пронумеровываются и сшиваются (для общин малочисленных народов - также заверяются печатью заявителя).

В силу п. 17 и 18 Правил конкурсная документация разрабатывается и утверждается организатором конкурса и должна содержать, в том числе, перечень документов, прилагаемых к заявке в целях подтверждения сведений, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил.

Приказом Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 10 марта 2009 года N 66 утверждена конкурсная документация, пункт 4 которой содержит положения, аналогичные положениям п. 26 Правил.

Как следует из материалов дела основанием для отказа Родовой общине “ЮНИ“ в допуске к участию в конкурсе послужило несоответствие части документов, приложенных к конкурсной заявке, требованиям, установленным пунктом 4 Конкурсной документации.

Родовая община “ЮНИ“ в качестве документов, подтверждающих численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, зарегистрированных в муниципальном образовании (Карагинском районе) Камчатского края представила справку на бумажном носителе, заверенную председателем Общины, с приложением индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных взносах в ПФР.

Коллегия признает обоснованным отказ СВТУ в допуске Общины к участию в конкурсе.

Исходя из буквального прочтения пункта 26 Правил следует, что заявитель в составе конкурсной документации должен представить документы, подтверждающие два обстоятельства: во-первых, численность граждан, являющихся членами общины, во-вторых, их регистрацию в соответствующем муниципальном образовании (в рассматриваемом случае - Карагинский район Камчатского края). При этом указанные документы должны быть заверены.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту их жительства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской
Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию“ (далее - Постановление N 713).

Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 713, регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства производится путем соответствующей отметки в их паспортах.

Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1977 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В паспорт вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В паспорте производятся отметки, в том числе, о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета (пункты 4, 5 указанного Положения).

В соответствии с п. 2.1.29 ГОСТ Р 51141-98 “Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения“ копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или их часть, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа признается копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98).

Порядок заверения копий в делопроизводстве установлен ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов“. При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита “Подпись“ проставляют заверительную надпись: “Верно“; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.

Таким образом, руководствуясь изложенным, в рассматриваемом случае доказательством регистрации членов Родовой общины “ЮНИ“ в соответствующем муниципальном образовании будут являться их паспорта. Доводы Заявителя об обратном коллегия отклоняет в силу приведенных выше норм права.

Исходя из изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции также не признает обоснованными и отклоняет довод Родовой общины “ЮНИ“ о том, что документом, подтверждающим факт регистрации членов Общины в соответствующем муниципальном районе, является справка, выполненная на бланке Родовой община “ЮНИ“, заверенная подписью его председателя и печать.

Ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подтверждающая, по мнению Родовой общины “ЮНИ“ численность граждан - членов общины малочисленных народов, зарегистрированных в муниципальном образовании (Карагинском районе) Камчатского края, не может быть признана надлежащим документом, поскольку в рассматриваемом случае спорным является вопрос не о численности членов Общины, а о факте регистрации каждого члена Общины в соответствующем муниципальном образовании.

Поскольку пункт 26 Правил устанавливает обязанность заявителя представить заверенные документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины, их регистрацию в соответствующем муниципальном образовании (в рассматриваемом случае - Карагинский район Камчатского края), а Родовая община “ЮНИ“ не представила заверенные надлежащим образом копии паспортов, коллегия приходит к выводу о том, что комиссия на законных основаниях приняла решение об отказе в допуске Родовой общины “ЮНИ“ к участию в конкурсе.

Кроме того, необходимо отметить следующее.

Как следует из материалов дела, в связи с отказом в допуске к участию в конкурсе всех заявителей, включая Родовую общину “ЮНИ“, претендовавших на участие в конкурсе по лотам N 15, 16, 17, 18, 19, 28, 29, 30 в Карагинском районе, конкурс по данным лотам был признании несостоявшимся. Решением организатора конкурса (приказ от 13.05.2009 N 137) было повторно опубликовано в официальном печатном издании и размещено на социальном сайте организатора конкурса извещение о проведении конкурса на право заключения договора для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“.

Представленная Родовой общиной “ЮНИ“ заявка на участие в конкурсе была рассмотрена конкурсной комиссией. Как следует из протокола рассмотрения заявок на предмет допуска к участию в конкурсе от 23.06.2009, Община допущена к участию в конкурсе.

Согласно протокола оценки и сопоставления заявок на предмет определения победителей от 23.06.2009 Родовая Община “ЮНИ“ признана победителем конкурса в отношении лотов NN 14, 15, 16, 17, 18, 25, 26, 27 полностью соответствующих и их границам, на которые претендовал заявитель в конкурсе объявленном в газете “Официальные ведомости“ от 12.03.2009 N 1(8). Следовательно, права и законные интересы Родовой общины “ЮНИ“ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Поскольку судом апелляционной инстанции установлено соответствие оспариваемого решения конкурсной комиссии в части отказа в допуске Родовой общины “ЮНИ“, оформленное в разделе “по Карагинскому району в пункте 2 части 2 протокола рассмотрения заявок на предмет допуска к участию в конкурсе от 06.05.2009 действующему законодательству, и отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителя, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Камчатского края от 05 августа 2009 года по делу N А24-1770/2009 отменить.

В удовлетворении заявления Родовой общины коренных малочисленных народов севера “ЮНИ“ о признании незаконным решения конкурсной Комиссии, сформированной Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства РФ по рыболовству, в части отказа Родовой общине коренных малочисленных народов Севера “ЮНИ“ в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявок на участие в конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, оформленного в разделе “по Карагинскому району“ в пункте 2 части 2 протокола рассмотрения заявок по предмет допуска к участию в конкурсе от 06.05.2009 отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.