Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 по делу N А32-10720/2007 Поскольку объекты недвижимости возведены кооперативом с согласия администрации и при наличии проектной документации, кооперативу первоначально следует решить вопрос о регистрации (признании) прав на эти объекты. Отсутствие документально оформленного права постоянного (бессрочного) пользования кооперативом спорным земельным участком в данном случае не может служить препятствием для урегулирования указанного вопроса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2009 г. по делу N А32-10720/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - потребительского кооператива “Морской“ - Бердикова Ю.С. (председатель), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу потребительского кооператива “Морской“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2009 (судья Орлов А.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 (судьи
Малыхина М.Н., Ильина М.В., Ломидзе О.Г.) по делу N А32-10720/2007, установил следующее.

Потребительский кооператив “Морской“ (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) о признании права на заключение договора аренды земельного участка площадью 2 га, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Революционная, 14.

Решением от 25.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда, в иске отказано в связи с отсутствием доказательств наличия у кооператива права собственности на объекты, расположенные на спорном земельном участке.

В кассационной жалобе кооператив просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению заявителя жалобы, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, нарушены нормы материального и процессуального права. Требования кооператива направлены на признание права аренды не нового земельного участка, а ранее предоставленного, который находится в фактическом владении кооператива более 50 лет. Администрация признала иск.

В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела и выслушав представителя кооператива, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.

Из материалов дела видно, что кооператив создан в 1998 году владельцами индивидуальных маломерных судов, ранее входящих в состав Геленджикского охотхозяйства “Причал N 93“.

Решением исполнительного комитета г. Геленджика от 15.04.1988 N 214 Геленджикскому охотхозяйству предписано передать кооперативу здания, сооружения, материально-техническое и шкиперское имущество, находящееся на причале N 93.

Постановлением администрации от 27.07.1999 кооперативу предоставлен в аренду сроком на 2 года земельный участок, расположенный по адресу: г. Геленджик, ул. Революционная, 14, для размещения плавательных средств и хранения оборудования маломерных судов.

Общее собрание членов кооператива решением от 18.10.2002 выразило согласие
на реконструкцию причала N 93 в рамках выделенного кооперативу земельного участка площадью 2091,12 кв. м.

Кооператив обратился в администрацию с заявлением от 03.12.2003 о предоставлении ему в постоянное (бессрочное) пользование занимаемого им земельного участка.

Администрация в письме от 19.12.2003 N 03.01.29/4680 уведомила кооператив о намерении предоставить ему в пользование пространство под пешеходной эстакадой для размещения плавсредств и шкиперских помещений (согласно проекта), согласовать оформление в установленном порядке кооперативу в собственность самовольно выстроенных помещений, указав, что в случае признания права собственности оформит земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кооператив в ходе реконструкции причала снес находившиеся на спорном земельном участке лодочные гаражи и в 2003-2004 годах возвел на нем лодочный ангар.

Администрация в ответе на запрос кооператива в письме от 08.02.2007 N 030130/661 указала, что оформление правовых документов на испрашиваемый обществом земельный участок возможно только после предоставления документов на возведенные на нем объекты недвижимости, что привело к возникновению судебного спора.

В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или
орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Местоположение границ земельного участка и его
площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заинтересованным лицам и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанции установили, что у истца отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.

Из содержания решения исполнительного комитета Геленджикского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 15.04.1988 N 214 следует, что кооператив образован владельцами индивидуальных маломерных судов, ранее входивших в состав Геленджикского хозяйства “Причал N 93“. Геленджикскому охотхозяйству предписано передать в установленном порядке кооперативу соответствующие здания, сооружения, материально-техническое и шкиперское имущество, находящееся на причале N 93. Однако сведения, позволяющие индивидуализировать указанное имущество, а также установить их правовой статус, истцом не представлены.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как пояснил представитель кооператива, спорный земельный участок используется кооперативом значительное время, за что кооператив уплачивает земельный налог.

Из постановления администрации от 27.07.1999 N 1117 “Об утверждении протокола N 17 заседания межведомственной комиссии по предварительному выбору участков под все виды строительства, осуществляемого на территории города-курорта Геленджик от 01.06.1999
года“ и указанного протокола следует, что администрация сочла возможным предоставление кооперативу для размещения плавательных средств и хранения оборудования маломерных судов в аренду на 2 года земельного участка, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Революционная, 14, в границах согласно прилагаемого графического материала. Кооперативу предписано заключить договор аренды земельного участка сроком на 2 года с последующим переводом кооператива в район Тонкого мыса. Однако договор аренды стороны не заключили, что препятствует суду сделать вывод о наличии между администрацией и кооперативом арендных отношений.

Таким образом, кооператив, претендующий на предоставление ему земельного участка в аренду, при обращении в администрацию не предоставил необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.

Поскольку объекты недвижимости возведены кооперативом с согласия администрации и при наличии проектной документации, кооперативу первоначально следует решить вопрос о регистрации (признании) прав на эти объекты. Отсутствие документально оформленного права постоянного (бессрочного) пользования кооперативом спорным земельным участком в данном случае не может служить препятствием для урегулирования указанного вопроса, поскольку администрация не оспаривает факта длительного нахождения спорного земельного участка в пользовании кооператива до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и уплаты им земельного налога. Спор по размеру и границам земельного участка отсутствует и признан администрацией в постановлении от 27.07.1999 N 1117.

Кооператив не лишен права на повторное обращение в администрацию с заявлением об урегулирования спорного вопроса при наличии надлежащих документов.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции правомерно отказали в удовлетворении
требований кооператива.

Поскольку выводы судов соответствуют материалам дела и нормам материального и процессуального права, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 по делу N А32-10720/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи

В.Ф.КУХАРЬ

О.В.ЛЕОНОВА