Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2009 по делу N А01-44/2009 В удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обществом представлены все предусмотренные законом документы, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в регистрации изменений. Указание в заявлении в качестве адреса места нахождения юридического лица адреса регистрации единственного учредителя и генерального директора общества в одном лице не противоречит действующим правовым нормам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 г. по делу N А01-44/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Плотниковой Л.Н. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея - Гумова М.Б. (доверенность от 09.11.2009), Гусарука М.Р. (доверенность от 27.07.2009), в отсутствие заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару, ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Атлантида“, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного
заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.06.2009 (судья Афашагов М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 (судьи Ткаченко Т.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А01-44/2009, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по городу Краснодару (далее - налоговая инспекция N 1) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО “Атлантида“ (далее - общество), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Адыгея (далее - налоговая инспекция N 3) о признании недействительной записи, внесенной налоговой инспекцией N 3 в Единый государственный реестр юридических лиц, о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, как основанной на недостоверных сведениях, содержащихся в представленных документах.

Решением от 02.06.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обществом представлены все предусмотренные законом документы, в связи с чем у налоговой инспекции N 3 отсутствовали основания для отказа в регистрации изменений. Указание в заявлении в качества адреса места нахождения юридического лица, адреса регистрации единственного учредителя и генерального директора общества в одном лице не противоречит действующим правовым нормам.

В кассационной жалобе налоговая инспекция N 1 просит судебные акты обеих инстанций отменить, указав, что с момента постановки на учет и до осмотра местонахождения общество никакой финансово-хозяйственной деятельности не осуществляло. Адресом юридического лица, который должен быть указан в его учредительных документах, является адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с организацией осуществляется связь. Новый
юридический адрес общества не соответствует реальному месту нахождения исполнительного органа. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит оказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество состояло на налоговом учете в налоговой инспекции N 3.

В связи с принятием решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в части его места нахождения, налоговая инспекция N 3 передала регистрационное дело общества в налоговую инспекцию N 1. Адрес места нахождения - Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Энем, ул. Седина, 35 общество изменило на адрес: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Котовского, 13.

Налоговой инспекцией N 1 в рамках контрольных мероприятий проведено обследование места нахождения общества, в ходе которого установлено, что по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Котовского, 13 общество не располагается, о чем составлен акт обследования от 23.06.2008. По указанному адресу по состоянию на 03.04.2008 зарегистрирован жилой дом (служебная записка отдела камеральных проверок).

Полагая, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, налоговая инспекция N 1 обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации)
для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, и в силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление иных документов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что для внесения изменений в государственный реестр юридических лиц общество предоставило соответствующий пакет документов, а именно: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением адреса его местонахождения, решение единственного учредителя общества от 05.02.2008 N 4 о внесении изменений в устав общества, изменения в устав общества, квитанцию об уплате государственной пошлины.

О получении документов налоговой инспекцией N 1 обществу выдана расписка от 20.09.2007 (вх. 7287А).

В силу пунктов “а“, “б“ части 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Законом о регистрации на регистрирующий орган не возложена.

Согласно статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к
административной ответственности либо применение иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.

На основании изложенного довод заявителя о том, что сведения о местонахождении общества недостоверны, не может иметь решающего значения по делу.

В силу части 4 статьи 18 Закона о регистрации в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган (налоговая служба) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, указываемой в учредительных документах (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статьей 5 Закона о регистрации предусмотрено, что по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности.

При отсутствии предусмотренных статьей 198 названного Кодекса условий для признания недействительным решения регистрирующего органа удовлетворение таких требований неправомерно.

Суды верно указали, что Законом о регистрации установлен уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц. В связи с чем, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с
соответствующим заявлением о регистрации.

С учетом изложенного, вывод судов об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации суд кассационной инстанции считает правильным.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 по делу N А01-44/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.И.ФЕФЕЛОВА

Судьи

Л.Н.ПЛОТНИКОВА

Е.В.УЛЬКО