Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2009 по делу N А22-497/2009 Заявление о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на федеральные бюджетные средства на лицевом счете учреждения удовлетворено, поскольку списание бюджетных средств, полученных из бюджета на целевые нужды, противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2009 г. по делу N А22-497/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Плотниковой Л.Н. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального лечебно-профилактического учреждения “Яшалтинская центральная районная больница“, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия, Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам при Арбитражном и Верховном судах Республики Калмыкия Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия, третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью “Нарн“, федерального государственного унитарного предприятия “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.07.2009 (судья Конторова Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу N А22-497/2009 (судьи Фриев А.Л., Сулейманов З.М., Мельников И.М.), установил следующее.

Муниципальное лечебно-профилактического учреждение “Яшалтинская центральная районная больница“ (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам при Арбитражном и Верховном судах Республики Калмыкия Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия (далее - служба судебных приставов) от 17.02.2009 об обращении взыскания на федеральные бюджетные средства на лицевом счете учреждения, также заявитель обратился с требованием о снятии арестов с лицевых счетов учреждения и взыскании со службы судебных приставов в пользу учреждения незаконно списанных с его бюджетного счета 174 231 рубля 74 копеек (уточненные требования).

Определением от 22.05.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО “Нарн“ и ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“.

Решением от 06.07.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2009, учреждению восстановлен срок на оспаривание постановлений судебного пристава-исполнителя от 17.02.2009, указанные постановления признаны незаконными ввиду нарушения части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон об исполнительном производстве) и статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Требование учреждения о взыскании со службы судебных приставов в пользу учреждения незаконно списанных с его бюджетного счета 174 231 рубля 74 копеек выделено в отдельное производство. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

В кассационной жалобе служба судебных приставов просит отменить решение от 06.07.2009 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2009, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям статей 5, 69, 81 Закона об исполнительном производстве, Методическим рекомендациям по исполнению актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, утвержденных приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 09.11.2007 N 585. Согласно пункту 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае открытия муниципальным бюджетным учреждением счетов в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.

Из материалов дела видно, что постановлением от 25.08.2008 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Республики Калмыкия от 17.06.2008 N 596 судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство N 3256/227-5/08 о взыскании с учреждения и субсидиарно с администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу ООО “Нарн“ 85 067 рублей.

Постановлением от 15.12.2008 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.11.2008 N 1290 судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство N 4973/2/2008 о взыскании с учреждения и субсидиарно с администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу филиала ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ по Республике Калмыкия 80 971 рубля 55 копеек.

Постановлениями от 17.02.2009 судебный пристав-исполнитель обратил взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах учреждения в Северо-Кавказском филиале ОАО “Сберегательный банк Российской Федерации“ (далее - банк) N 40404810360300000052, 40404810560300030042, 40404810160300030002, 40404810860300030001 в пределах названных сумм, указав получателем средств отдел службы судебных приставов. Согласно пункту 5 постановлений при полном списании денежных средств в размере указанной суммы банку необходимо снять арест с денежных средств учреждения.

Региональное отделение государственного учреждения “Фонд социального страхования Российской Федерации“ по Республике Калмыкия в счет исполнения договора от 26.12.2008 N 322 платежным поручением от 12.03.2009 N 9 перечислил учреждению 210 тыс. рублей в качестве оплаты медицинских услуг в период беременности, родов и диспансерного наблюдения ребенка за февраль 2009 года.



Банк возвратил 19.03.2009 судебному приставу-исполнителю постановления об обращении взыскания на денежные средства учреждения без исполнения в связи с тем, что указанные в них счета являются бюджетными; Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает особый порядок исполнения исполнительных документов о взыскании средств федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника.

Судебный пристав-исполнитель направил в банк требования от 26.03.2009 N 85/15-4224-05 о немедленном исполнении постановлений об обращении взыскания на денежные средства учреждения, поскольку банк не является участником расчетов, осуществляющим платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации.

Банк исполнил постановления и 01.04.2009 возвратил их судебному приставу-исполнителю.

Платежными поручениями от 31.03.2009 N 9567, от 09.04.2009 N 10712 служба судебных приставов перечислила ООО “Нарн“ и филиалу ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ по Республике Калмыкия взыскиваемые по исполнительным листам денежные суммы.

Постановлениями от 31.03.2009 и 10.04.2009 судебный пристав-исполнитель окончил исполнительные производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительных документах.

В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с Правилами финансового обеспечения в 2008-2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 987, и Порядком расходования средств, связанных с оплатой названных услуг, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.02.2008 N 51н, средства на оплату названных услуг, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых были оказаны соответствующие медицинские услуги. Данные средства являются целевыми и используются на оплату труда медицинского персонала, обеспечение медикаментами, оснащение медицинским оборудованием, инвентарем, на оплату услуг диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, на оплату труда медработников, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении этих детей. Учреждения здравоохранения ведут обособленный учет средств на оплату услуг, поступающих в порядке, предусмотренном названными Правилами. Контроль за целевым использованием средств на оплату услуг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из способов финансирования бюджетных организаций на основании статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации является предоставление бюджетных средств в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений и иные цели.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Спорные денежные средства поступили на счет учреждения во исполнение договора, заключенного с региональным отделением государственного учреждения “Фонд социального страхования Российской Федерации“ по Республике Калмыкия, в качестве оплаты медицинских услуг в период беременности, родов и диспансерного наблюдения ребенка за февраль 2009 года.

Списание бюджетных средств, полученных из бюджета на целевые нужды, противоречит вышеуказанным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Служба судебных приставов была своевременно уведомлена о целевом характере спорных денежных средств. Поэтому ее действия, приведшие к списанию целевых бюджетных средств, нельзя в данном случае признать правомерными.



Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют нормам материального и процессуального права, доводы, изложенные в жалобе, нельзя отнести к числу оснований, влекущих изменение или отмену судебных актов.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.07.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2009 по делу N А22-497/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

К.К.АЙБАТУЛИН

Судьи

Л.Н.ПЛОТНИКОВА

И.И.ФЕФЕЛОВА