Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.11.2009 по делу N А15-238/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления о ликвидации предприятия отказано, поскольку оспариваемый ненормативный акт соответствует требованиям Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2009 г. по делу N А15-238/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия “Автостоп“ - Эльмурзаева Б.А. (доверенность от 10.02.2009), в отсутствие заинтересованного лица - Администрации муниципального образования “город Хасавюрт“, третьего лица - Комитета по управлению имуществом города Хасавюрта, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 12079, 12080), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Автостоп“
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2009 (судья Гасанов Э.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 (судьи Афанасьева Л.В., Баканов А.П., Мельников И.М.) по делу N А15-238/2009, установил следующее.

МУП “Автостоп“ (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования “город Хасавюрт“ (далее - администрация) от 16.12.2008 N 802-р о ликвидации предприятия.

Определением суда первой инстанции от 26.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению имуществом города Хасавюрта.

Решением от 23.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2009, в удовлетворении заявленного требования предприятию отказано.

Судебные акты мотивированы соответствием оспариваемого ненормативного акта требованиям Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ (далее - Закон о предприятиях).

В кассационной жалобе предприятие просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что оспариваемое распоряжение не соответствует Закону о предприятиях и нарушает права и законные интересы предприятия.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.11.2009 до 09.11.2009 до 14 часов 20 минут.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, предприятие учреждено распоряжением администрации от 30.06.2000 N 968р, устав предприятия зарегистрирован постановлением городской администрации от 30.06.2000
N 121п. Решением Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Хасавюрту от 21.11.2002 N 57 предприятие перерегистрировано и внесено в ЕГРЮЛ, о чем выдано свидетельство N 00152058.

Администрацией на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации издано распоряжение от 16.12.2008 N 802р “О мероприятиях по ликвидации МУП “Автостоп“, в котором предусмотрено: ликвидировать с 15.02.2009 предприятие, зарегистрированное Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Хасавюрту в 2000 году по юридическому адресу: г. Хасавюрт, ул. Заречная, 63; поставить в известность Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Хасавюрту о том, что предприятие находится в процессе ликвидации; обязать директора предприятия предупредить его работников о предстоящем увольнении; обязать Комитет по управлению имуществом провести мероприятия по ликвидации предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полагая, что распоряжение от 16.12.2008 N 802р не соответствует требованиям Закона о предприятиях, нарушает права и законные интересы предприятия, предприятие обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, судебные инстанции установили соответствие принятого администрацией распоряжения от 16.12.2008 N 802р о ликвидации предприятия, при этом правомерно руководствовались следующим.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Пунктом 1 статьи 35 Закона о предприятиях предусмотрено, что унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 30 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ, а не от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Статьей 30 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду “...пунктами 5 и 6 части 10 статьи 35 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации...“.

Согласно пунктам 5 и 6 части 10 статьи Закона N 131-ФЗ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Как установлено судами, согласно уставу учредителями предприятия
являются администрация и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Хасавюрта. Предприятие является коммерческим и создано в целях удовлетворения общественных потребностей в пассажирских и грузовых перевозках.

Имущество предприятия находится в муниципальной собственности и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. Предприятие может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 1.4, 1.3, 2.1, 2.2, 3.2,7.4 Устава).

Администрация в обоснование наличия у нее полномочий на принятие оспариваемого распоряжения представила Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, утвержденное постановлением городского Собрания депутатов города Хасавюрта от 26.12.2003 N 7-6, из которого следует, что решение об учреждении, реорганизации и ликвидации муниципального унитарного предприятия принимается исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Согласно статье 22 Устава муниципального образования “город Хасавюрт“ Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов городского округа “город Хасавюрт“ от 08.10.2007 N 46/1, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют представительный орган городского округа - Собрание депутатов городского округа, глава городского округа, администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского округа, контрольно-счетная комиссия городского округа.

Также суды первой и апелляционной инстанций установили, что проект распоряжения от 16.12.2008 N 802р согласован с Комитетом по управлению имуществом города Хасавюрта. Во исполнение пункта 4 оспариваемого распоряжения Комитетом принято свое распоряжение от 16.12.2008 N 09 о проведении необходимых мероприятий по ликвидации предприятия (том 1 л.д. 132).

Следовательно, администрация приняла оспариваемое распоряжение в пределах своих полномочий и в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Закона о предприятиях.

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что распоряжение от 16.12.2008 N 802р о ликвидации предприятия принято администрацией в пределах ее полномочий, предоставленных законом.
При этом действующее законодательство не предусматривает обязательность указания в ненормативном акте мотивации или обоснования его принятия.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе предприятия, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу N А15-238/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.ЗОРИН

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Т.В.ПРОКОФЬЕВА