Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2009 по делу N А63-4591/2009 Обязанность по проведению проверки достоверности сообщаемых участниками юридического лица сведений на регистрирующий орган не возложена. Поскольку для внесения соответствующих изменений в учредительные документы обществом представлены все необходимые документы, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2009 г. по делу N А63-4591/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.10.2009.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Спириденко Т.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ставрополя - Джаубаевой Ф.Р. (доверенность от 11.01.2009), в отсутствие заинтересованных лиц: общества с ограниченной ответственностью “Проммонтажсервис“; Курзиной Валентины Михайловны; третьих лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Ставрополя; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев
кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2009 (судья Рева И.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 (судьи Белов Д.А., Сулейманов З.М., Цигельников И.А.) по делу N А63-4591/2009, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Ставрополя (далее - ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Проммонтажсервис“ (далее - общество), Ф.И.О. третьи лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району города Ставрополя, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 46 по городу Москве (далее - МРИ ФНС N 46 по г. Москве) о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО “Проммонтажсервис“, связанных с изменением его места нахождения и применении последствий недействительности государственной регистрации.

Решением суда от 02.07.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации) для государственной регистрации достаточно подтверждения юридическим лицом достоверности сообщаемых им в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы сведений. Обязанность по проведению проверки достоверности сообщаемых участниками юридического лица сведений на регистрирующий орган не возложена. Поскольку для внесения соответствующих изменений в учредительные документы обществом представлены все необходимые документы, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществлении регистрационных действий. Заявитель вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае
допущения при его создании грубых нарушений закона и иных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц и препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. Судом первой инстанции не исследован довод заявителя о том, что ООО “Проммонтажсервис“ никогда не находилось и не находится по адресу город Ставрополь, улица Заводская, 10А. Судом апелляционной инстанции сделан неверный вывод о том, что представленный акт обследования не свидетельствует об отсутствии общества по указанному адресу в момент государственной регистрации изменений в учредительные документы.

В судебном заседании представитель ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Третье лицо МРИ ФНС N 46 по г. Москве в отзыве на жалобу указало на то, что оставляет требования, изложенные в жалобе, на усмотрение суда, и просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.

Отзывы на жалобу от других лиц, участвующих в деле, не представлены.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 02.02.2009 в адрес МРИ ФНС N 46 по г. Москве в электронном виде поступили документы об изменениях, вносимых в учредительные документы ООО “Проммонтажсервис“: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439; решение б/н от 02.02.2009 о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Согласно представленным изменениям N 2 к уставу общества его новое место нахождения: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Заводская, д. 10 А.

МРИ ФНС N 46 по г. Москве 06.02.2009 была осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Проммонтажсервис“ в связи с изменением его места нахождения.

10 марта 2009 года ООО “Проммонтажсервис“ поставлено на налоговый учет в ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя.

07 и 24 апреля 2009 года сотрудниками ИФНС по Октябрьскому району г. Ставрополя были составлены протоколы осмотра (обследования) из которых следует, что по указанному адресу: город Ставрополь, улица Заводская, д. 10 А предприятие ООО “Проммонтажсервис“ не находится, свою деятельность не осуществляет. Согласно ответу собственника здания по адресу город Ставрополь, улица Заводская, д. 10А договор аренды с ООО “Проммонтажсервис“ не заключался.

Отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в учредительных документах, расценивается заявителем как предоставление в регистрирующий орган недостоверных, заведомо ложных сведений.

Полагая, что сведения о новом месте нахождения ООО “Проммонтажсервис“, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных ООО “Проммонтажсервис“ документов, являются недостоверными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, в силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других, кроме указанных в законе, документов.

В силу подпунктов “а“, “б“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Законом о регистрации на регистрирующий орган не возложена.

Данные сведения носят заявительный характер, ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 названного Закона возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в государственный орган предусмотренных законом и необходимых для осуществления этим органом законной деятельности сведений, а равно предоставление их в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением, которое может повлечь привлечение нарушителя к административной ответственности либо применение иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.

Кроме того, в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка.

Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства,
установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы материального и процессуального права.

Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.07.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2009 по делу N А63-4591/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В.УЛЬКО

Судьи

Т.А.СПИРИДЕНКО

Л.А.ТРИФОНОВА