Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2009 по делу N А32-13165/2009-29/131-66АЖ В удовлетворении заявленных требований отказано правомерно, так как в бездействии предпринимателя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2009 г. по делу N А32-13165/2009-29/131-66АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю - Шульгиной Е.С. (доверенность от 20.05.2009) и Останний Н.А. (доверенность от 20.05.2009), от заявителя - индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Муханова Г.В. (доверенность от 09.06.2009), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2009 (судья Мицкевич С.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 (судьи Ткаченко Т.И., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-13165/2009-29/131-66АЖ, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Полянский Евгений Алексеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю (далее - управление) от 06.05.2009 N 002191 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что в бездействии предпринимателя имеется состав правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, состоявшиеся по данному делу. По мнению заявителя жалобы, он фактически не осуществлял обращение с отходами производства с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее негативные последствия в области охраны окружающей среды. Изложенные в материалах административного дела обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды не дали надлежащую оценку фактам и обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела.

Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен. Представители управления просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение судами норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 16.04.2008 N 390 управление провело плановую проверку соблюдения предпринимателем требований нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих перевозочную деятельность. По результатам проверки составлен акт от 23.04.2009 и протокол от 23.04.2009 серии 23 N 001619 об административном правонарушении, выдано предписание от 05 - 04 “П“ об устранении выявленных правонарушений. В протоколе установлено, что предприниматель не обеспечил соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, образуемых при эксплуатации автотранспортных средств: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, то есть не установлено количество отходов конкретного вида при эксплуатации автотранспортных средств; не составлены паспорта опасных отходов, образующихся от автотранспортной деятельности, не заключен договор со специализированным предприятием, имеющим лицензию на деятельность по размещению опасных отходов, не ведется учет движения опасных средств. Предприниматель нарушил статьи 9, 11, 14, 18 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ).

Постановлением от 06.05.2009 N 002191 управление признало предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначило административное наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Считая постановление управления от 06.05.2009 N 002191 незаконным, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы транспортного контроля и надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса.



В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 и пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В силу пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 28 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы транспортного контроля и надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса.

Суды, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, установили, что деятельность заявителя связана с эксплуатацией транспортного средства (автобуса) и образованием отходов неорганических кислот (кислоты аккумуляторные), синтетических и минеральных масел, нефтепродуктов, резины, оборудования. Факт отсутствия проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов, договора со специализированным предприятием, отсутствия учета опасных отходов подтверждается материалами дела и предпринимателем по существу не оспаривается.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что управление не доказало причинение вреда в результате вменяемого предпринимателю правонарушения, суд кассационной инстанции не принимает, так как факт наличия вреда не является квалифицирующим признаком для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод предпринимателя о том, что техническое обслуживание автобуса “Форд“, государственный номер КХ 753 23 rus, производится на станции технического обслуживания дилера производителя, в связи с чем заявитель самостоятельно не осуществляет деятельности в области обращения с отходами, обоснованно отклонен судами.

В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Согласно договору от 11.12.2008 N 829-08 предприниматель собирает, а ООО “Авто-Цель“ принимает на обезвреживание нефтесодержащие отходы и отработанные автомобильные покрышки. Из указанного договора не следует, что ООО “Авто-Цель“ принимает на обезвреживание все опасные отходы, образовавшиеся в процессе деятельности принадлежащего предпринимателю автотранспортного средства. Кроме того, предприниматель не представил доказательства передачи отходов, ведения учета образовавшихся, использованных и переданных третьим лицам отходов.

При таких обстоятельствах суды правомерно сделали вывод о наличии в действиях (бездействии) предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд не установил допущенных управлением существенных нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности.



Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 по делу N А32-13165/2009-29/131-66АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Л.Н.ВОЛОВИК