Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.2009 по делу N А32-1889/2009-33/42-22АП Суд пришел к обоснованному выводу о нарушении налоговым органом предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения общества к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2009 г. по делу N А32-1889/2009-33/42-22АП

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Маяк“ - Ружечко А.И. (доверенность от доверенность от 12.02.2009), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (уведомление N 51872), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского
края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу N А32-1889/2009-33/42-22АП (судьи Гуденица Т.Г., Захарова Л.А., Шимбарева Н.В.), установил следующее.

ООО “Маяк“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Анапа Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 16.12.2008 N 01087 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2009 (судья Диденко В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован том, что факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден материалами дела.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 решение суда от 14.04.2009 отменено и заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о нарушении налоговой инспекцией предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения общества к административной ответственности.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление апелляционной инстанции отменить. В обоснование жалобы налоговая инспекция указывает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения и на соблюдение предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности.

В отзыве на жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения обществом правил реализации алкогольной и табачной продукции в магазине “Продукты“, расположенного
по адресу: г. Анапа, п. Цыбанобалка, ул. Садовая, 232, в ходе которой обнаружен факт отсутствия ценника на реализованный товар (джин-тоник “Очаково“), о чем составлен акт от 14.11.2008 N 00827400000227.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2009 N 01096 и вынесено постановление от 16.12.2008 N 01087 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Апелляционная инстанция пришла к выводу о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие общества, не уведомленного надлежащим образом о времени и месте его составления. Данный вывод является правильным и соответствует материалам дела.

Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названному лицу разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых
вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Апелляционная инстанция установила, что протокол об административном правонарушении от 05.12.2008 N 01096 составлен в отсутствие законного представителя общества и в отсутствие доказательств надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола об административных правонарушениях.

Суд обоснованно не принял довод налоговой инспекции о том, что общество повесткой от 27.11.2008 N 14-13/08915 извещалось о времени составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 05.12.2008. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговая инспекция не представила доказательств получения обществом повестки, т.е. налоговая инспекция на момент составления протокола не располагала сведениями о надлежащем извещении общества о времени
и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

С учетом изложенного апелляционная инстанция сделала правильный вывод о существенном нарушении налоговой инспекцией процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2009 по делу N А32-1889/2009-33/42-22АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.А.КАНАТОВА

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Т.В.ПРОКОФЬЕВА