Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.09.2009 по делу N А53-24760/2008 Факт совершения обществом правонарушения не подтвержден надлежащими доказательствами, поскольку проведение должностным лицом налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения. Следовательно, вывод судов о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ является ошибочным.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2009 г. по делу N А53-24760/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Бобровой В.А. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области - Подгорного М.А. (доверенность от 16.09.2009 N 05-42/30129), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Верона“, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела (уведомление N 38440), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Верона“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2009 (судья Сурмалян Г.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 (судьи Колесов Ю.И., Андреева Е.В., Ткаченко Т.И.) по делу N А53-24760/2008, установил следующее.
ООО “Верона“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Цимлянскому району Ростовской области от 17.11.2008 N 75 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009, заявленные требования в части наложения административного штрафа удовлетворены частично. Суд уменьшил размер наложенного на общество штрафа до 31 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения и соблюдением налоговой инспекцией предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности.
В связи реорганизацией Инспекции Федеральной налоговой службы по Цимлянскому району Ростовской области в форме присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области и заявленным ходатайством, суд апелляционной инстанции произвел процессуальную замену Инспекции Федеральной налоговой службы по Цимлянскому району Ростовской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция).
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты. В обоснование жалобы общество указывает на отсутствие у налоговой инспекции полномочий на проведение проверочной закупки и на отсутствие вины в совершении административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что принятые по делу судебные акты надлежит отменить в связи с неправильным применением норм материального права по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением от 31.10.2008 N 41 налоговая инспекция провела проверку принадлежащего обществу магазина “Хозтовары“, расположенного по адресу: ст. Камышевская, ул. Победы, 22, по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что при продаже товара (клей “Момент“) стоимостью 10 рублей продавец не применил контрольно-кассовую технику, чек не выдал. По результатам проверки составлен акт от 31.10.2008 N 126094.
По факту неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05.11.2008 N 126094 и вынесено постановление от 17.11.2008 N 75-к о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения и проведением сотрудниками налоговой инспекции проверки в рамках предоставленных полномочий.
Между тем суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля использования контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методы и порядок проведения таких проверок и полномочия должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 данного Закона налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Из материалов дела следует, что товар (клей “Момент“) приобретен лично сотрудниками налоговой инспекции в целях осуществления проверки.
При таких условиях факт совершения обществом правонарушения не подтвержден надлежащими доказательствами, поскольку проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Следовательно, вывод судов о наличии в действиях общества состава правонарушения по статье 14.5 Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекса является ошибочным.
При указанных обстоятельствах принятые по делу судебные акты надлежит отменить, а требование общества - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу N А53-24760/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Цимлянскому району Ростовской области от 17.11.2008 N 75-к о привлечении ООО “Верона“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА
Судьи
В.А.БОБРОВА
Т.Н.ДОРОГИНА