Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.09.2009 по делу N А53-23669/2008 Поскольку суд установил факт необоснованного взыскания с предпринимателя спорной суммы пени, но неправильно применил нормы права, то суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым судебные акты в обжалуемой части отменить, заявленные требования в этой части - удовлетворить.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2009 г. по делу N А53-23669/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2009 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 4 сентября 2009 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Зорина Л.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу - Колесниковой О.К. (доверенность от 20.08.2009 N 80), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Ф.И.О. надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 28525), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009
(судья Сулименко Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 (судьи Шимбарева Н.В., Андреева Е.В., Винокур И.Г.) по делу N А53-23669/2008, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Кошеленко Е.А. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу (далее - налоговая инспекция) от 26.09.2008 N 60114, требования от 18.08.2008 N 23029 об уплате пени, не подлежащим исполнению инкассового поручения от 26.09.2008 N 117187, а также об обязании налоговой инспекции возвратить 3 722 рубля 74 копейки пени, списанные по инкассовому поручению от 26.09.2008 N 117187.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009, признаны незаконными решение от 26.09.2008 N 60114 и требование от 18.08.2008 N 23029 об уплате пени, а также не подлежащим исполнению инкассовое поручение от 26.09.2008 N 117187. Требование об обязании налоговой инспекции возвратить излишне взысканные пени в сумме 3 722 рублей 74 копеек оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора (отсутствует заявление о возврате излишне взысканной суммы пени).

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты в части оставления заявления без рассмотрения, полагая, что суд необоснованно применил к отношениям по возврату излишне взысканной пени пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции повторил доводы, изложенные в отзыве.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского
округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 18.08.2008 в адрес предпринимателя выставлено требование N 23029 об уплате 3 722 рублей 74 копеек пени. В связи с неисполнением налогоплательщиком данного требования в добровольном порядке налоговая инспекция приняла решение от 26.09.2008 N 60114 о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика в банках, направила в банк инкассовое поручение N 117187, исполненное в полном объеме.

Суд установил, что указанные в требовании от 18.08.2008 N 23029 суммы налогов уплачены предпринимателем в установленные законодательством сроки. Налоговая инспекция не доказала несвоевременность уплаты налогов и не представила расчет суммы пеней. Суд пришел к выводу об отсутствии основания для взыскания 3 722 рублей 74 копеек пеней и признал незаконными решение от 26.09.2008 N 60114 и требование от 18.08.2008 N 23029 об уплате пени, а также не подлежащим исполнению инкассовое поручение от 26.09.2008 N 117187. Судебные акты в данной части не оспариваются.

Требование об обязании налоговой инспекции возвратить излишне взысканные пени в сумме 3 722 рублей 74 копеек оставлено без рассмотрения (статья 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в связи с несоблюдением налогоплательщиком досудебного порядка урегулирования спора (отсутствует заявление о возврате излишне взысканной суммы пени).

Данный вывод суда основан на положениях пунктов 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Суд кассационной инстанции полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Согласно подпункту 5 пункта 1
статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву корреспондирует обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 названной статьи, процентов на эту сумму.

Из смысла пункта 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ следует, что обязательная досудебная процедура обращения налогоплательщика в налоговый орган предусмотрена в случае излишней уплаты, а не в случае излишнего взыскания налогового платежа.

При этом положения пункта 3 статьи 79 Кодекса предоставляют
налогоплательщику право решить вопрос о возврате излишне взысканной суммы непосредственно в судебном порядке без обращения в налоговый орган.

Таким образом, статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает обязанность налогоплательщика обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате налогового платежа в качестве условия для его возврата в судебном порядке.

В соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение об оспаривании ненормативного акта должно содержать указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, вывод суда об оставлении заявления без рассмотрения в части требования об обязании налоговой инспекции возвратить предпринимателю излишне взысканные пени в сумме 3 722 рублей 74 копеек противоречит приведенным нормам права.

Поскольку суд установил факт необоснованного взыскания с предпринимателя спорной суммы пени, но неправильно применил нормы права, то суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым судебные акты в обжалуемой части отменить, заявленные требования в этой части - удовлетворить.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при удовлетворении жалобы заявителя уплаченная им государственная пошлина по апелляционной и кассационной жалобам подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2009 по делу N А53-23669/2008 в части оставления без рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Ф.И.О. об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу возвратить
излишне взысканные пени в сумме 3 722 рубля 74 копейки отменить.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Таганрогу возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. 3 722 рубля 74 копейки излишне взысканных пеней.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной платежными поручениями от 05.03.2009 N 08 и 17.07.2009 N 30.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А.БОБРОВА

Судьи

Л.В.ЗОРИН

Т.В.ПРОКОФЬЕВА